Концерт Гари Мура (Gary Moore) в Днепропетровске 9 октября 2010 года

Концерт Гари Мура (Gary Moore) в Днепропетровске 9 октября 2010 года

19 октября 2010 г.

Gary Moore Dnipropetrovsk Нечасто в жизни случаются моменты, когда ты готов принять решение сразу и без раздумий. Обычно, увидев раз в год афишу, объявляющую о приезде в наш город какой-нибудь заморской музыкальной звезды, я сразу придумываю с десяток причин для сомнений и колебаний. А достаточно ли хорошо я знаю этого артиста? А не слишком ли дороги будут билеты? А не из тех ли он пенсионеров, что приезжает к нам с целью подзаработать на прибавку к пенсии? И т.д. Но имя Гари Мур (Gary Moore) на афише отвергло все сомнения в первые же секунды. Интересовало лишь одно: это действительно реклама днепропетровского концерта или нас снова дразнят из Киева. Однако все сходилось. Белыми буквами на черном фоне: "9 октября. Дворец Спорта Метеор. Днепропетровск". Вопрос с посещением данного мероприятия был уже решен. И плевать на стоимость билетов!

Наверное, как и у подавляющего большинства поклонников таланта этого замечательного музыканта, мое знакомство с его творчеством началось со знаменитой "Still Got The Blues". Тогда я был удивлен его национальностью. Да, белый ирландец, играющий блюз - это как американец, признанный лучшим футболистом года в Европе. Фантастика? Не совсем. И хотя ни одному американцу так пока и не удалось завоевать "Золотой мяч", тем не менее коренной европеец, мастер блюза, уже есть. Вот уже 20 лет нестареющий Гари Мур очаровывает мир своими блюзовыми партиями. 
В 1992 году, в один из субботних вечеров, продираясь сквозь треск помех в коротковолновом эфире, я слушал по Би-Би-Си Радио Севу Новгородцева. Он рассказывал о новом альбоме Гари Мура "After Hours". Никогда, даже в те годы, меня нельзя было назвать поклонником блюза. Но 30-минутная передача, где интересные факты из биографии Мура чередовались с композициями из "After Hours", сделала меня, нет, не поклонником блюза, а почитателем Гари Мура. Правда, самое интересное случилось немного позднее. В первой половине 90-х, на заре моего серьезного увлечения рок-музыкой, я открыл для себя Гари Мура совсем с другой стороны. Оказалось, что он довольно разноплановый музыкант. И в 80-х сделал успешную карьеру в совершенно другом, хоть и близком по духу, музыкальном направлении. В хард-роке.
В общем, к концу века я имел на кассетах почти все его рокерские альбомы. И хотя летописцы утверждают, что в отличие от блюзового, рок-период в творчестве Гари Мура был не столь успешен, тем не менее я был в восторге именно от его работ 80-х. Быстрый, жесткий и в то же время мелодичный рок, приправленный народными ирландскими мотивами - это и был Гари Мур того времени. Но вот как раз об этом, довольно внушительном по продолжительности и количеству альбомов этапе его музыкальной карьеры, многие из тех, кто заполнил 9 октября днепропетровский Дворец Спорта, не имели ни малейшего понятия. Как оказалось, незнание сыграло с ними злую шутку. Но об этом чуть позже.

Будучи по духу человеком XXI века, не представляющим свою жизнь без компьютеров и Интернета, я первым же делом полез в Сеть узнать, что же ожидать от будущего концерта. На официальном сайте Мура было четко и ясно написано, что октябрьский тур по Украине и России - это продолжение серии европейских концертов под интригующим названием "Summer Of Rock 2010". Дальше - дело техники, слава Гуглу! Выяснить приблизительный сет-лист не составило большого труда. Ключевое слово "рок" означало то, что и должно было означать. Более того, внимательно присмотревшись к афише, я обнаружил Greatest Rock Hits в названии концертной программы. Я был весь в предвкушении. Услышать старый добрый хард вживую - это еще недавно казалось несбыточной мечтой! И вот оставалось совсем немного, прежде чем она станет реальностью. 

По старой доброй традиции на концерты и футбол я хожу в гордом одиночестве. Не стал исключением и этот раз. Зато было достаточно времени понаблюдать за всем, что происходит вокруг. Несколько огорчило отсутствие какой бы то ни было сувенирной продукции. Ни дисков, ни плакатов, ни календарей, ни футболок. Ни-че-го. Не имею ни малейшего представления о том, кто должен отвечать за этот процесс, то ли представители музыкантов, то ли фирма организатор концерта, но такой подход с точки зрения бизнеса кажется абсолютно несерьезным. Ассортимент импровизированного "буфета" в виде двух столиков в разных концах фойе поразил до глубины души: ситро(!), минералка, чай/кофе/капучино, какие-то пирожки с картошкой и капустой, ну и водка на разлив! Идеальный продуктовый паек для посетителя рок-концерта! Правда, на одном из столиков было обнаружено пиво. В литровых пластиковых баклажках. Одного сорта. Причем, далеко не самого лучшего. Было ощущение, что ты пришел не на концерт западной рок-звезды, а в какую-то дешевую "наливайку" у базара, куда спиртное лучше приносить с собой. Дабы меня не сочли скрытым алкоголиком, скажу сразу, что я в принципе вообще ничего пить не собирался, но, как вскоре покажет будущее, некоторым зрителям лишняя порция "горючего" явно бы не помешала.

Спокойно усевшись на свое место в зрительном зале, я принялся внимательно рассматривать публику. Сначала вообще показалось, что здесь собралась интеллектуальная элита города среднего возраста 35 - 40 лет. Не знаю, насколько хорошо они разбирались в музыке, но было видно, что эти люди по крайней мере читают книжки. Мне никогда не доводилось бывать на концертах таких популярных исполнителей, как Наташа Королева или Кристина Орбакайте, но что-то подсказывает, что тамошняя аудитория, хммм... ну, несколько другого плана. Однако бросилась в глаза одна интересная деталь. Девушки. Вернее, их одежда. Придти на рок-концерт, одетыми как в театр - это достаточно неожиданный и смелый fashion style. Хотя внутренний голос подсказывал мне, что эти прелестные создания не вполне хорошо представляли, на какое мероприятие они попали. "Уж не перепутали ли они Гари Мура с Гару (концерт которого намечался здесь же через пару недель)?" - подумал я и снисходительно улыбнулся.

А потом началось шоу! С первой же песни Гари показал, что он настроен весьма решительно и не собирается здесь размазывать розовые сопли. После короткого инструментального вступления, мэтр сразу же взял быка за рога, выдав ураганную "Over The Hills And Far Away" из альбома 1987 года "Wild Frontier". Это была как раз та показательная вещь, где мотивы из ирландского народного фольклора великолепно вписываются в забойный хард-рок. О! Фантастическое начало. Но далеко не всем оказалось под силу это понять. Лишь первые ряды фан-зоны встретили эту вещь аплодисментами. Остальные же, казалось, находились в состоянии легкого шока. Следующей была не менее заводная "Thunder Rising". Народ на танцполе постепенно начал размораживаться и включаться в концерт, чего никак нельзя было сказать о многих сидячих гражданах. Гламурные девочки, в жизни никогда не слышавшие ничего тяжелее Океана Эльзы, наверное подумали, что попали в настоящий ад. И когда Гари стал играть "Military Man" - реально жесткий по звучанию хард, несколько милых кис судорожно рванули к выходу. За ними, будто на поводке, с понурыми лицами плелись их бойфренды. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Не покидало ощущение неловкости перед Гари Муром, который старался изо всех сил, и в качестве "благодарности" имел возможность лицезреть вереницы тянущихся к выходу "любителей музыки", чья тонкая душевная натура не смогла вынести и 15 минут настоящего рок-н-ролла. Правда, на общем фоне (зал был заполнен где-то на 2/3) "отряд не заметил потери бойца", да и Гари к счастью для многих немного понизил градус, исполнив подряд пару душевных медляков. Немного расслабившись, люди потихоньку стали приходить в себя. Тем не менее, мало кто, как оказалось, узнал одну из лучших баллад Мура "Empty Rooms" с фантастическим гитарным проигрышем в начале и в конце песни. Не покидало ощущение, что, едва ли не половина из присутствующих в зале, кроме "Still Got The Blues" больше вообще ничего из репертуара музыканта не слышали. Очередной казус произошел во время исполнения боевика "Out In The Fields", когда в ответ на заряд Гари "Out..." (пауза) вместо ожидаемой от зала "In The Fields" в ответ он получил... тишину. Гари снова повторяет "Out...". И снова тишина. Все-таки, полагаю, что по меньшей мере у фан-зоны было желание пропеть то, что от них хотели услышать, да вот только слов, похоже, никто не знал. Грустно. Наконец, к неописуемой радости, шарахающейся от каждого гитарного риффа аудитории, прозвучали первые аккорды долгожданной "Still Got The Blues". Вау! Что здесь началось. Народ повскакивал с мест, откуда-то из глубины подтрибунного помещения в зал ввалилось сразу пару десятков человек. Откуда же они взялись? Неужели прятались там весь концерт от ужасного и могучего тяжелого рока Гари Мура? Ну, спасибо, что совсем не сбежали. Вообще, как по мне, эта была не самая лучшая вещь из числа прозвучавших на концерте. Мне кажется, что маэстро Муру нужно было сыграть ее пораньше, дабы испуганные граждане заранее получили свой заряд эйфории, и, гляди, возможно в дальнейшем чувствовали бы себя более раскованно. Вот как тут не вспомнить о пиве, продажу которого организаторы свели к минимуму!
Далее была еще одна заводная блюзовая вещица "Walking By Myself". Публика уже фанатела по-настоящему! И, о чудо! Они даже начали подпевать! Кое-кто из ВИП-ложи вскочил и начал пританцовывать на месте. А фан-зона уже плясала как на дискотеке 80-х. Поздновато спохватились. Эта песня и завершила концерт. Гари пожелал всем хорошего вечера и вместе со своей командой быстро удалился со сцены. На бис его звали долго и уверенно. Ведь явно не хватало одной вещи, аж из далеких 70-х, без которой концерт Гари Мура был бы явно не полноценным. И он вернулся, чтобы сыграть ее. "Parisienne Walkways", во время исполнения которой он исполняет свой знаменитый трюк. В середине песни он долго, наверное в течение минуты, держит одну ноту! Говорят, это получается у него не на каждом концерте, но в Днепропетровске фокус удался! Браво, маэстро!

Ну, а теперь, абстрагируясь от скучного зрительного зала, напишу, наконец, непосредственно о тех, кто находился в тот вечер на сцене. Группа Гари Мура, включая и его самого, состояла из 4-х человек. Стандартный набор для современной рок-команды: гитарист и по совместительству вокалист, басист, ударник и клавишник. Последний выглядел весьма харизматично - такой себе, издали напоминающий Фантомаса, заводной дядька в пиджаке. Оказалось, что это довольно давний коллега Мура. Вместе они играли еще в 80-х. На концерте, помимо своих основных обязанностей он еще выполнял функции бэк-вокалиста (голос был очень мощный), а также одну из песен от начала и до конца отыграл на гитаре, чем сорвал в свой адрес изрядную долю аплодисментов.
Но даже в самом дурацком сне мне не могло бы присниться, что Гари Мур и команда могут выступит плохо. Нет, по поводу их профессионализма у меня не возникало ни малейших сомнений. Во время выступления Гари сменил по меньшей мере три гитары. Было видно невооруженным взглядом, что человек получал огромное удовольствие от самого процесса игры на своем любимом инструменте. В нескольких песнях он нарочно пропускал целые куплеты, заменяя их умопомрачительными гитарными соло. Благодаря им, каждая композиция длилась не меньше 7-8 минут. Гитара звучала божественно. Мур любил и ласкал ее, и она отвечала ему взаимностью. Иногда казалось, что Гари ведет себя на сцене чересчур скованно: со зрителями не общается, каждую новую песню объявляет тихо себе под нос, без эмоций, не орет "Я лублу тебья, ДнепропэтрО!" Однако волшебные звуки, извлекаемые из струн его гитары оставляли эти размышления где-то далеко за пределами сознания. Все свои эмоции Гари отдавал инструменту, и то, что их уже не хватало на зрителей, лично мне казалось лишь мелким и несущественным недоразумением.

Нынче считается правилом "хорошего тона" обязательно пройтись по звуку и свету. Типа, "звук - полное дерьмо", "свет - тусклый", "где спецэффекты?!"  У многих это превращается в навязчивую идею. В течение всего концерта они только и ищут, к чему бы такому придраться, напрочь забывая о том, а зачем собственно они вообще здесь (на этом концерте) находятся. Просто некоторые товарищи в своих интернет-блогах и на форумах договорились до того, что посчитали концерт безнадежно испорченным по причине безобразного звука. Это касалось не только Днепропетровска, но и других украинских городов. Все это чушь! Да, звук нельзя было назвать идеальным. Хотя и откуда ему быть идеальным во Дворце Спорта, который построили еще при СССР, когда рок-музыка фактически находилась под запретом. Да, было громко (но это же все-таки рок-концерт), что поначалу доставляло некоторые неудобства. Однако даже я, человек с повышенной чувствительностью к громкому звуку, сидевший напротив огромной, высотой почти под потолок, стойки из колонок, могу заявить, что он ни коим образом не оглушал и не мешал наслаждаться музыкой. Гитара звучала просто кристально чисто. Нет, ну, конечно, если стать непосредственно возле этого сооружения, то оглохнуть можно было без вопросов. Но кто заставлял там стоять? Ни перегрузок, ни шипения - ничего подобного не было и в помине. Так что, не верьте, если кто-то будет рассказывать о невыносимом звуке. Хотя и не спорю, многое зависит от зала. Если в той же Одессе якобы все было совсем печально, то это вовсе не означает, что тоже самое вас ожидает, например, на концерте в Москве.

И напоследок еще раз о многострадальной публике. Позабавил отзыв о днепропетровском концерте, обнаруженный в одном блоге. Цитирую почти дословно: "Сначала я был в шоке! Гари начал играть какую-то пургу. Что-то вроде тяжелого рока". А вот интересно, что написала бы некая условная гиперчувствительная девочка, обычно слушающая Хит ФМ через мобилу, поймав однажды на волне любимого радио потрясающий медляк "Nothing Else Matters", и под впечатлением которого, отправившаяся на концерт группы Metallica? Наверное, это звучало бы приблизительно так: "О, Боже!!! Как меня угораздило там оказаться? Я и подумать не могла, что эти симпатичные сладкоголосые парни на самом деле играют МЕТАЛЛ!"

После Украины, Гари Мур даст несколько концертов в России. Преимущественно в восточной ее части, но завершит тур в Москве. Поклонникам гитарного рока настоятельно рекомендую. Ни за что не пожалеете! Главное только не слушайте тех, чьи познания в его музыке ограничиваются одной единственной песней. Сами знаете, какой.