Bon Jovi vs. U2

Bon Jovi и U2: сравнительный анализ

Chuck Klosterman (Beacon Journal staff writer)
2001 г.

Как-то группа Rage Against The Machine выпустила видеоклип на песню "Testify". Очень кстати пришлась к президентским выборам в США 2000 г. Это было не сколько развлекательное видео, сколько политический сюжет. Зрителю были предложены выдержки из выступлений кандидатов: Эла Гора и Джорджа Буша, которые делали похожие заявления на похожие темы. То что пытались показать в этом клипе - так это то, что двое людей, которые росли на абсолютно противоположных политических полюсах, медленно слились в одного человека. Чем старше они становились, тем сильнее их схожесть поглощала их различия.

ВРЕМЯ ЗНАЕТ КАК ЭТО ДЕЛАТЬ.

Вот и пример: Bon Jovi и U2, две группы, как раньше казалось, не имевшие ничего общего, сейчас фактически стали группами одного плана. И Bon Jovi и U2 - популярные группы, чью музыку часто крутят по радио, но которые в своем творчестве больше не обращаются к той подростковой аудитории, что исповедует "потребительский" образ жизни. Их фэны сейчас владеют собственным домом и имеют минимум две машины.

Одну группу возглавляет 39-летний мужчина, который сводил многих девушек с ума, до тех пор пока не подстригся. Другую - 40-летний певец, который пытался изменить мир, пока не искромсал свой собственный. Если вы пойдете на концерт U2, вы узнаете большинство песен и поразитесь организацией концерта. Похожее случится и на концерте Бон Джови. Попытка поиска сходств и различий между этими группами была бы гораздо легче лет 15 назад, когда у этих двух рок-гигантов было общего не больше, чем у мышьяка и пепси. Это был год 1986-й и БД только что выпустили свой знаменитый Slippery When Wet. Этот альбом был продан тиражом в 12 млн. экземпляров и согласно данным SoundScan на прошлой недле они продали еще 4 000 пластинок. Он остается наиболее успешным альбомом в стиле поп-метал (имеется в виду, что на альбоме не было ни одной мрачной и резкой песни) своей эры. Тем временем U2 образца 1986 года вел войну против всего плохого, чем по их мнению было больно наше общество. Правда половина всего этого либо не было постигнуто их аудиторией, либо было слишком очевидным, чтобы казаться философским. В то же время квартет выпустил свой знаменитый "The Joshua Tree" и стал самой важной группой своего поколения, по крайней мере для ценителей чистой рок-музыки. 

U2 были привлекательны своей серьезностью, Бон Джови были серьезны в своей привлекательности. А единственными людьми, которые почитали оба коллектива были владельцы музыкальных магазинов (многие из которых ставили U2, в то же время тихо молясь на Бон Джови, чтобы те поторопились с выходом New Jersey).

Как же все так получилось? Каким образом группы с двух разных континентов, представляющих два диаметрально противоположных взгляда на рок-н-ролл, в конце концов пришли к одному и тому же? Почему так произошло? Может быть, потому что они с самого начала не были такими уж непохожими друг на друга.

РАЗНОПОЛЮСНАЯ ОРИГИНАЛЬНОСТЬ.

Географическая связь между Дублином и Сэйервиллем в лучшем случае очень слабая, а в худшем и вовсе отсутствует. Единственное связующее звено заключается в следующем: каждый из этих городов произвел на свет лучшие рок-команды 80-х. Объединяло которых то, что  и U2, и БД были образованы, исходя из представления о том, что нечто важное происходит где-то в другом месте. Хорошо известно, что U2 начинали свою карьеру в качестве панк-группы, сформировавшись в 1979 году. Они черпали вдохновение у лондонских команд типа The Clash. Вокалист Боно и гитарист The Edge видели Лондон катализатором новой волны в рок-музыке, которая могла одновременно и уничтожить прошлое, и изменить будущее. Это было рисковое предприятие, но игра стоила свеч. Поговаривают, что U2 едва не распались по религиозным мотивам еще до того как они стали знаменитыми. Но по крайней мере среди участников группы не было разногласий по поводу важного предназначения их музыки для общества.

Тем временем, у большеглазого Джона Бон Джови дела шли совсем по-другому. По-другому, но вместе с тем как-то удивительно похоже. У Бон Джови, подметавшего полы нью-йоркской звукозаписывающей компании Power Station (владельцем был его двоюродный брат), первым кумиром был Брюс Спрингстин, который жил практически по соседству. Однако в плане подачи музыки зрителю, он больше тяготел к таким группам как Kiss (в результате Бон Джови потом удалось даже открывать их концерты). Манера исполнения у Бон Джови была своеобразным синтезом Спрингстина и Пола Стэнли (вокалист Kiss), что попадало в категорию рок для рабочего класса, но на максимально возможном уровне. Символом именно такого стиля и суждено было стать Бон Джови.

На первый взгляд кажется, что в стартах их карьер нет ничего общего. Кто-то может даже с уверенностью сказать, что Боно никогда не покупал альбом Kiss "Alive". Но конечный результат был одинаков. U2 взяло свое название из словосочетания "you too" (и ты тоже), что означало возможность для каждого участвовать в их музыке. U2 были педантичными популистами. Цель БД заключалась в том, чтобы сделать свою музыку такой, чтобы каждый слушатель мог сопереживать вместе с ними и почувствовать себя участником той истории, которую они, Бон Джови, рассказывали. Бон Джови были активными популистами. Вот такие были мотивации у двух знаменитых групп 80-х.

СИММЕТРИЧНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ.

Что возможно самое интересное у U2 и БД - так это то, как эти две группы почти одновременно приняли сознательное решение повернуть свою артистическую философию на 180 градусов. Когда U2 образовались, их цель была быть группой. Это частица панк-идеологии. Предполагается, что все участники в равной степени вовлечены в музыку. У БД все наоборот. Когда Джон Бон Джови записал "Runaway", он был единственным участником группы. Песня была записана со студийными музыкантами, а окончательному составу БД отводилась роль "исполнителей" воли и вкусов Джона. Он не был харизматическим лидером, но определенно являлся суперзвездой. Считалось, что люди все это понимают. Однако вы не можете контроллировать то как публика реагирует на искусство (как бы вы не старались). Несмотря на критику со стороны The Edge (ну и всех остальных), Боно медленно становился лицом U2. Для многих случайных слушателей он в одиночку представлял целую группу. Парадоксально, но с Бон Джови произошел абсолютно противоположный феномен. Хотя Джон и имеет некоторый успех в сольных проектах, тем не менее все считают БД замкнутым и сплоченным коллективом. Их еще называют "мафией из Джерси".

Но это еще не вся эволюция. То что действительно иллюстрирует, невидимое невооруженным взглядом, сходство между U2 и БД - это способ как они пытались стать друг другом.

Люди, которые видели концерты U2 в Кливленде в начале 80-х, описывают их шоу, как образец чистейшего рок-спектакля: энергия самого сердца, простодушные откровения и ощущение того, что ребята из U2 понимают, как ты себя чувствуешь. Концерты же Бон Джови были просто потрясающи. Это было невозможно описать словами. Если вы знали кого-нибудь внешне похожего на Джона Бон Джови, то считалось, что вы знали какую-то знаменитость. Обычные люди так не выглядели.

Однако так было не всегда. В 1997 г. U2 отправились в грандиозное турне. Это было как бы доказательством того, что участники группы собирались заявить о себе как о настоящих рок-звездах, каковыми они уже по сути и являлись. Разница заключалась лишь в том, что Боно всеми силами пытался выделиться и вести себя перед публикой как истинный лидер и главная знаменитость. Тем времеем у БД в 1997 г. все было по-другому, не так ярко, вообщем как у U2 до этого: нормальные прически, залы поменьше и упор, сделанный на музыку как таковую. Внезапно, Джон Бон Джови захотел побыть таким же обыкновенным членом группы как и все остальные, подразумевая что так было и всегда. Невооруженным взглядом казалось, что Боно и Бон Джови лгали. Но это только с первого взгляда. А ведь, фактически, U2 и Бон Джови больше похожи, чем различны, на то есть довольно веские аргументы.

Независимо от того, как пресса воспринимает их, обе группы являются ведущими рок-командами современности, оказывая огромное влияние на массы людей, каждые своим неповторимым способом.

Перевод: Евгений Бояркин