Дэвид Брайан

Фрагменты из интервью Дэвида Брайана журналу Keyboard

Robert L. Doerschuk (перепечатано журналом Keyboards)
1988, 1993

Выпуская свой первый сольный альбом "Lunar", David Bryan тем самым отстраняется от своей славы в Bon Jovi и заявляет о себе как о серьезном музыканте-солисте. Возможно, эта работа пройдет незамеченной для большинства поклонников, забивающих до отказа стадионы, гоняющихся за автографами и вопящих от восторга под суперхиты группы. Но среди коллег-музыкантов этот альбом привлек гораздо больше внимания и вызвал различную реакцию, от восхищения до сомнений относительно любого человека, причастного к феномену Bon Jovi.

Оставьте ваши сомнения: Bryan - клавишник что надо. "Lunar" свидетельствует о его техничной и изобретательной игре, при этом ваше внимание не отвлекается на бешеные гитарные соло или тембрально богатый вокал. В данном диалоге, скомпонованном из фрагментов интервью David Bryan журналу Keyboard за '88 и '93 гг., музыкант рассказывает о своих влияниях и стиле игры.

Классическая школа.

В свое время ты поступал в музыкальный колледж Juilliard. Расскажи поподробней.

Сейчас мы выступаем перед миллионной аудиторией, и я привык к этому. Но тогда войти в эту комнату, где сидели три пожилых члена комиссии, было для меня настоящим испытанием. Я играл, сидя к ним спиной, и физически чувствовал на себе их взгляды - так волновался.

А что за программу ты играл?

Сначала я сыграл гаммы - мажоры, миноры, арпеджио, уменьшенные трезвучия с обращениями. Затем я сыграл прелюдию и фугу Баха, сонату Бетховена, одну пьесу Шопена, Рапсодию №2 Брамса, и закончил все Бартоком.

Насколько твоя игра в Bon Jovi опирается на классическую базу?

Полностью. Я всегда был классическим музыкантом, но также сильно тяготел к блюзу. У меня есть диск Atlantic Blues: Piano collection. Ребята, которые на нем играют, не имеют никакого классического образования, но зато превосходно чувствуют то, что играют.

А чему ты научился, играя блюз на фортепиано?

Чувству. В это надо вкладывать душу, а также полностью подчинять свое тело этому эмоциональному состоянию. Когда я играю блюзовые рифы, то это не выглядит, как "Ну хорошо, сейчас я посмотрю в ноты и начну с такта 16.", а скорее "Что я сейчас чувствую?"

Как ты поддерживаешь форму на гастролях?

Я занимаюсь ежедневно по 1,5 - 2 часа. Играю гаммы и все такое. Но помимо классической техники есть также и другая - рок-н-рольная. Например, если вы играете с гитаристом, то вас тянет играть квинтами, потому что они гораздо энергичнее терций. А в аккорды, лишенные терцового тона, вы можете добавлять что угодно. В "Living in Sin" (с альбома New Jersey, '88) я использую аккорд Е-F#-B, т.е. трезвучие с секундой вместо терции, оно же аккорд Е9.

И ты не чувствуешь себя ограниченным в гармониях?

Зато каждый необычный аккорд, вроде примера, что я привел, обращает на себя внимание. На записи вы действительно сильно ограничены. Вы думаете: "Добавить здесь немного звучания флейты или нет?", в то время как на концерте этого никто даже не услышит. Сцена и студия - две очень разные вещи. В студии требуется четкий контроль над всем, а на концерте, наоборот, на первый план выходит эмоциональность и шоу. Поэтому студийный музыкант и гастролирующий - это по существу две разные профессии.

При игре вживую руки быстрее устают?

В начале гастрольного тура энергия настолько велика, что я иногда ломаю ногти. Когда играешь на людях, то невольно сильнее нажимаешь на клавиши. Потом, ближе к середине гастролей, ты привыкаешь и расслабляешься. Музыка, конечно, все равно остается такой же энергичной, и ты можешь иногда промахнуться мимо ноты, но уже больше контролируешь этот процесс. Но, как я уже сказал, на концертах большую роль играет ваше отношение к исполнению, чем его аккуратность. Вы, конечно, по-прежнему стараетесь играть аккуратно, но люди приходят, чтобы слушать не вас, а с вами. И это то, что мне нравится в рок-н-ролле.

Игра в группе.

Какие клавишники оказали на тебя влияние?

Моим кумиром был Jon Lord. Вспомни альбом Deep Purple: Made in Japan. Вот это круто! Я познакомился с Jon, когда выходил наш диск Slippery When Wet (1986). Я просто испытывал благоговейный страх перед ним. Но образцом техничной игры для меня был Rick Wakeman из Yes. У него также классическое образование. Что он играет на Journey to the Center of the Earth - просто чума. Проблема, правда, в том, что, чем сложнее музыка, тем меньше ее понимают рядовые слушатели. Джаз сложнее рока. Это язык свободы, и весьма витиеватый. Рок-н-ролл в чистом виде далеко не такой сложный, хотя таким его можно сделать.

Bon Jovi - гитарная команда. Тебе легко находить в ней место для клавишных партий?

У нас с Richie (Sambora, гитаристом) одинаковая функция в группе - мы добавляем окраску к ритм-секции. Мы сработались вместе и знаем, как делить музыкальное пространство, которым мы обладаем. Мы выработали границу, но она бессознательная, не то, чтобы я говорил ему: "Richie, ты играй вот это, а я сыграю вот это." Скорее это выглядит так: "Вот твое пространство, а вот мое. Давай-ка придумаем что-нибудь этакое." Иногда, правда, он сочинит довольно плотный риф, в котором я не могу найти свободного места для собственных вставок.

В группе большей частью ты играешь аккомпанемент. Тебя не расстраивает, что ты не можешь играть соло в каждой песне?

Нет. Я не солирующий клавишник, в отличие, скажем от Jan Hammer. Мои партии не могут звучать как соло-гитара. Когда случается поджемовать, я могу играть блюз с кем угодно. Вот когда наступает простор для клавишника, и его левая рука начинает играть фигуры буги-вуги, а правая - фразы в духе Jerry Lee Lewis. Но искусство игры в такой группе, как Bon Jovi, заключается в умении подстроиться под общее звучание.

Как ты придумываешь свои партии?

Я пытаюсь уловить настроение песни и мысленно нарисовать себе картину. Stevie Wonder делает это просто гениально. Он не видит, но он видит музыку. При отсутствии визуальной картины воображение рисует звуковую - музыкальную. Каждая песня имеет настроение, и надо его поймать. Что она выражает - надежду? Или немного мрачна? Или в ней слышится блюзовая тоска? Или, наоборот, рок-н-рольное веселье? Отвечая себе на такие вопросы, ты находишь нужные ноты.

И много времени уходит на это?

Ну, я не ищу добра от добра. Я не сижу и не ломаю последние мозги, если уже нашел что-то, что меня удовлетворяет.

Слава или уважение?

Трудно ли, будучи частью такого поп-феномена, как Bon Jovi, иметь статус серьезного музыканта?

Я учился в старших классах школы и одновременно играл по клубам. Иногда ложился только в пять утра, а в семь уже вставал, чтобы идти на занятия. Меня это вполне устраивало. Я сам таскал свою аппаратуру в клубы, и сам все настраивал. Судите сами, насколько это серьезно.

То есть, другими словами, твой путь был не из легких.

Ни в коем случае. Многие думают, что играть в популярной рок-группе - сплошная забава. Не буду отрицать, это действительно круто, но для этого нужно пройти весь путь, начиная с нуля.

Но тебе, наверное, приходилось идти на какие-то компромиссы в музыке, чтобы стать знаменитым?

Мы никогда не преследовали какую-то цель, а просто занимались своим делом. Конечно, мы хотели, чтобы наши песни звучали в радиоэфире. Однако, я не встречал еще музыканта, который хотел бы, чтобы от его музыки плевались. Вы отдаете столько времени и сил не для того, чтобы на вашу музыку люди реагировали подобным образом. Я занимаюсь, запершись дома в своей комнате, чтобы как следует все отшлифовать, выйти с этим на публику и порадовать ее.