Фестиваль "Рок против наркотиков" в Москве. Август 1989 г.

Металлический ураган над Лужниками

Сергей Кастальский, журнал O.K. Metal Hammer, №1
Ноябрь 1989 г.

К организаторам московского фестиваля, наверное, можно предъявить много претензий, но все они будут опровергнуты одним обстоятельством: фестиваль состоялся и говорить о нем теперь можно лишь как об историческом событии. Во всяком случае для советских фэнов возможность увидеть воочию сливки коммерческого хард-рока становится в ряд явлений библейского характера. Конечно, было бы неплохо увидеть "Металлику", "Оверкилл" или "Хеллоуин", но спасибо и за Оззи с "Синдереллой".
Два дня концертов еще раз подтвердили известную истину: группы бывают "студийные" и "живые". "Живых" на московском фестивале было, пожалуй, три - "Синдерелла", ставшая для советской публики настоящим открытием, "Мотли Крю" и "Бон Джови", хэдлайнеры шоу. К сожалению, кумир московских (и не только московских) "металлистов" "неистовый" Оззи сегодня носит этот титул явно по недоразумению: когда-то, да - он таковым и был, но не сейчас. Несмотря на великолепного Зэка Уайлда, фантастического бас-гитариста Батлера и умопомрачительного барабанщика, программа Осборна выглядела одной из самых бледных, уступая по этой сомнительной характеристике лишь советским участникам действа. Как сказал мне сам Оззи, "все дело в плохой настройке аппаратуры", но по-моему дело в другом: экс-"сабатовец" принадлежит как раз к той самой категории "студийных" исполнителей, для которых "живая" работа превращается в пытку.
Перед самым выступлением "Мотли Крю" (во второй день) мне удалось поговорить с Винсом Нейлом. Его четко выраженный сценический имидж не имеет ничего общего с тем, чем является певец на самом деле - немного грустный, неизлечимо вежливый и углубленный в себя. "Мы самая перспективная группа тяжелого рока, - так просто и скромно начал Винс, - по жесткости саунда нас превосходит только "Металлика", но зато мы в десять раз мелодичнее". Сущая правда, хотя по мелодичности у "Мотли Крю" конкурентов мало, а то, что группа сейчас весьма напоминает "Кисс"… вряд ли это обстоятельство можно расценивать как недостаток. А песня "Smokin' In The Boysroom" из репертуара ныне почти забытых "Браунсвил Стейшн" в исполнении "Мотли Крю" не дотягивает до высшего класса, но в целом группа является, на мой взгляд, одной из лучших в сегодняшнем коммерческом харде.
Когда я сказал, что бледнее Оззи были только советские участники, я был не прав - самое жалкое впечатление произвели "Скид Роу". Мне кажется, что у этой команды нет никаких шансов даже приблизиться к элите жанра - ритм-секция - одно из слабых мест "Скид Роу", да и вокалист Себастьян Бах (не родственник, всего лишь однофамилец) на фоне Клауса Майне и Тома Кейфера выглядел крайне непрезентабельно, не говоря уже о гитаристе Скотте Хилле. Однако сам Бах считает, что его группа просто обречена на успех: "Не пройдет и года, как о "Скид Роу" будут говорить все". Если он имеет в виду крайне низкий уровень своей команды, то незачем ждать целый год, об этом говорят и сегодня.
Одним из самых главных и впечатляющих событий фестиваля стало превращение "поддерживающей" группы в хэд-лайнера и наоборот: предполагавшиеся гвоздем программы "Бон Джови", несмотря на отлично подобранный репертуар, явно уступили западногерманским "Скорпионс", которым достались и симпатия публики и овация стадиона. Хотя, на мой взгляд, программа "скорпов" уже изрядно надоела - возможно, я не прав, но по сравнению с гастролями группы в Ленинграде год назад ничего не изменилось: Клаус точно так же кокетливо крутит ножкой и в тех же самых местах, что и год назад. Но для тех, кто никогда не видел "Скорпионс" "живьем", выступление группы стало праздником, особенно, когда "скорпы" разразились своей знаменитой "Still Loving You".
Что же касается "Бон Джови", то они работали уверенно и профессионально - спору нет, это одна из лучших групп в мире, но, опять же на мой взгляд, им недостает фантазии и легкости "Синдереллы", ставших после "Скорпионс" второй группой фестиваля. Открытием стал и могучий вокал Кейфера - певец не скрывает, что источник его вдохновения лежит в прошлом: "Мой кумир - Дженис Джоплин, все что я делаю - это попытка воскресить Дженис в мужском облике". В музыке "Синдереллы" отчетливо прослушивается ритм-энд-блюз а ля "Назарет", что также можно отнести к достоинствам группы.
Московский фестиваль занял свое место в истории рока - возможно, это место не слишком престижное, но тем не менее оно уже законодательно закреплено за этим событием. Можно надеяться, что фестиваль станет ежегодным, а тогда - это правда, из области фантастики - может быть, составит конкуренцию знаменитому Касл Донингтон.

Перевод: Евгений Бояркин