Интервью с Брюсом Стивеном Фостером и Ричи Самборой

Неистовство акул

Журнал BURRN! (Япония)
Апрель 2004 г.

К моему большому удивлению, оказалось, что известна лишь небольшая часть "добонджовской" истории из музыкальной жизни Ричи Самборы. Его мини-альбом "Lessons" записанный вместе с группой MESSAGE, который впервые был издан в 1982 году, появился на CD в 1995 году. Но что он делал до этого? Ну? Совсем недавно в архивах обнаружили его старые пленки с демо-записями. Они были включены в CD, который 3 марта 2004 года был издан в Японии. Записи сделаны в то время, когда Ричи было всего 18. Прослушивая их, вы сможете насладиться его ранним пением. Я был очень удивлен, что такие записи вообще существовали. Да и история у них, можно сказать, детективная. Однажды студию, где хранились эти пленки затопило, что привело к порче оригиналов. Однако их содержание удалось восстановить с помощью копий, сделанных в свое время на магнитофонных кассетах.

Брюс Фостер (Bruce Foster) играл на клавишных в группе MESSAGE. Позже, он принимал участие в записи песен "One Light Burning" и "The Answer" из первого сольного альбома Ричи Самборы "Stranger In This Town". Их дружба продолжается до сих пор. Это интервью было взято в середине февраля 2004 года.

BURRN: Это большая честь для меня, интервьюировать вас обоих в честь столь знаменательного события.
РИЧИ: Как бы там ни было, Брюс - отец моей музыкальной карьеры. Я познакомился с ним сразу после окончания школы. У него была отличная сессионная группа, выступавшая в местном клубе, и мне всегда хотелось стать ее членом. Однажды их басист слег с отравлением. Я никогда особо не отличался умением играть на бас-гитаре, но "благодаря" этому инциденту Брюс попросил меня присоединиться к ним на сцене.
БРЮС: Дайте я закончу этот рассказ. Он сказал: "Я никогда не играл на бас-гитаре, я - любитель, но хорошо играю на обычной гитаре. Можно мне присоединиться к вам на следующей неделе, когда вы будете выступать"? Меня с первого взгляда привлекла его яркая личность, так что мне не пришлось долго раздумывать. Ричи появился на следующей неделе. Наша первая песня называлась "Kansas City". Каждый музыкант знает ее. Он сыграл первую ноту, словно на скрипке, мягко и завораживающе. Я был просто ошеломлен. И прежде чем он сыграл вторую ноту, я крикнул: "Ты принят"!

BURRN: Сколько лет тогда было Ричи?
РИЧИ: 18. Минимальный возраст, позволяющий тебе на законных основаниях посещать бары в Нью-Джерси.
BURRN: Такова судьба. Все могло сложиться совсем по-другому, не отравись тогда басист.

БРЮС: Точно. Между прочим, басист Том Маролда (Tom Marolda) работал в качестве инженера по звуку при записи "Shark Frenzy Vol.1".
РИЧИ: Том еще помогал мне в записи песен "One Light Burning" и "Ballad Of Youth" на моем альбоме "Stranger In This Town". Неплохие вещи иногда случаются, когда ты заболеваешь (смеется).
БРЮС: Собственно говоря, уже в то время Ричи был необычайно талантлив, что лишний раз подтверждает его нынешние достижения.

BURRN: Shark Frenzy - это была первая студийная запись для Ричи?
РИЧИ: Нет, не первая. Но это действительно был ранний период моего творчества. Брюс еще раньше приглашал меня принять участие в кое-каких сессиях в Нью-Йорке, так что я участвовал в демо-записях различных исполнителей. Тогда я начинал искать свой собственный стиль. Shark Frenzy стала для меня первой группой, с которой я записал пластинку.
БРЮС: "Southern Belle", возможно, одна из самых первых вещей, где Ричи попробовал себя в качестве вокалиста.
BURRN: Источник утверждает, что это было в 1976 году.
РИЧИ: Нет. Песня была написана в 1976, но записана в 1978.
BURRN: Понятно. Я слышал, что эта песня была включена в соло-альбом Брюса, выпущенный в 1977 году. Почему ты дал спеть ее Ричи?
РИЧИ: Это он, типа прикалывался надо мной: "Давай, парень, спой" (смеется).
БРЮС: Я сам пел эту песню, но мне не нравилось. А тут я случайно услышал, как поет Ричи и подумал, что неплохо было бы если споет он. К тому времени, Ричи кажется выучил текст. Когда я попросил его спеть, он тут же это сделал. После прослушивания я понял, что больше уже никогда не спою "Southern Belle". Ричи действительно все делает в лучшем виде. Я был осведомлен о его талантах в плане "живых" выступлений, но в студии он открылся для меня еще более шире. Он гениальный артист. Ведь не каждый может хорошо смотреться в студии, даже если и является хорошим музыкантом, певцом или гитаристом. А Ричи показал себя настоящим универсалом.

BURRN: Я услышал, что те записи Shark Frenzy пришли в негодность из-за потопа, поэтому песни пришлось восстанавливать с магнитофонных кассет. Это правда?
БРЮС: Ну... как тебе сказать. Короче говоря, тогда мы были молоды, мне было чуть больше 20, Ричи 18. Записывались в студии Тома, в Трентоне, Нью-Джерси. Денег ни у кого не хватало. Я как раз потерял контракт с "Casablanka Records" и у меня не осталось ни одного стабильного контракта. Так что, не было денег, чтобы организовать группу. Все, что я мог, это попросить Тома дать мне возможность записать песни на его бобину. То есть, он записывался поверх моих записей, я - поверх его. Пользовались одной и той же бобиной. Я только мечтал о том, что когда-нибудь какая-нибудь студия предложит мне контракт на миллион долларов и я смогу сделать нормальную запись. Но эти записи были чем-то особенным для нас. Они отразили наш юношеский задор, желание и, конечно же, продемонстрировали особый дар Ричи. И дружбу. Ведь до сих все участники той записи остаются хорошими друзьями. Без сомнения, сам процесс записи являл собой определенную фазу в нашей жизни, вот почему, все это стоило того, чтобы продолжать работать и довести дело до логического конца. Записи были сделаны на бобинах, а копии оставили на кассетах. Мы пытались записываться одновременно и на кассеты, но столкнулись с определенными проблемами, связанными со скоростью ленты. И когда мы посчитали, что дело сделано, тут на нашу голову свалился этот потоп. Оригинал был безвозвратно поврежден, а единственная копия плавала в воде. Мы понимали, что больше не сможем ею пользоваться, но рука не поднималась ее выбросить. Спустя несколько лет нас снова затопило. Так что, зная, что содержимое уже не восстановить, мы оставили это проект. И лишь полтора года назад, с появлением новейших компьютерных технологий, шаг за шагом мы начали восстанавливать то, что казалось навсегда утраченным. На восстановление ушло более полугода. Ведь необходимо было не только восстановить сами песни, но и передать радостные ощущения тех дней, так чтобы слушатель смог снова окунуться в веселую атмосферу, царившую в те далекие годы в группе под названием SHARK FRENZY. Да, у нас ушло 20 лет на то, чтобы...
РИЧИ: ...высушить и вытереть от пыли те пленки (смеется).
БРЮС: Да. Прошло более 20 лет, но все, что было первоначально записано на эти пленки осталось почти в первозданном состоянии. В этом и заключается уникальность данного альбома, и я полон надежд. Я с нетерпением ожидаю выхода второй части этой осенью.
BURRN: Да, я обратил внимание на название: "Vol. 1". Это говорит о том, что существуют еще записи. Правда? Ричи тоже должен быть полон надежд.
РИЧИ: Абсолютно точно! Это замечательная возможность показать фэнам, насколько я развился как музыкант, за весь этот промежуток времени. И я очень многим обязан участникам SHARK FRENZY. В те годы, у каждого из них было гораздо больше опыта, чем у меня, и для меня это был дополнительный источник вдохновения. Мы получали огромное удовольствие от работы. Сейчас это напоминает просмотр старых детских фотографий из семейного альбома. Каждый может взглянуть и воскликнуть: "Вау! Как ты вырос!" Когда я сейчас смотрю на свои ранние фото в составе Bon Jovi, то в ужасе хватаюсь за голову: "Черт возьми! Как я умудрялся напяливать на себя такие шмотки?! (смеется). Да, когда ты становишься популярным, у тебя появляется возможность представить свои "детские фотографии" на рассмотрение публике. Мне нечего стесняться, наоборот, я горжусь ими.
БРЮС: Это должна быть хорошая прелюдия для нового сольного альбома Ричи, над которым он собирается в ближайшее время начать работу. И мы сможем своими глазами увидеть, насколько он изменился в период между прошлым и настоящим.
РИЧИ: Ты же знаешь "Reality TV"? Так вот эта запись - не "Reality TV", а "Reality CD". Он показывает, насколько я вырос в "музыкальном мире".

BURRN: "Reality CD"... Мне нравится это выражение (смеется). Между прочим, я слышал, что у SHARK FRENZY было два состава.
БРЮС: Я объясню. Когда группа была впервые сформирована, все ее участники одновременно играли и в других коллективах. То есть, в одно и то же время мы играли в разных группах. Басист Джоди Джабеллука (Jody Giambelluca), вместе с братом Сильвестра Сталонне, Фрэнком, играл в группе под названием Valentine. Они даже попали в саундтрек к фильму "Рокки". Ударник Стив Мосли (Steve Mosley) записывался и гастролировал с командами Phoebe Snow и The David Bromberg Band. Так мы и собрались, вроде как для того, чтобы поиграть в свободное время. За ударную установку иногда садился Боб Вэрблин (Bob Werblin), иногда Стив. Когда Джоди гастролировал с Valentine, вместо него на бас-гитаре играл Харви Лэйм (Harvey Lame). А вот Джейс Смит (Jace Smith) был нашим постоянным гитаристом. И когда, очень редко, все члены группы собирались вместе, происходила ужасная путаница (смеется). 
РИЧИ: На каждом выступлении в группе могло быть от 3 до 8 участников.

BURRN: Все были из Нью-Джерси?
РИЧИ: Да.
БРЮС: Почти все мы были из окрестностей Трентона, а Ричи был из Вудбриджа.
BURRN: С какого по какой год группа вела активную музыкальную деятельность?
БРЮС: Ммм... ну, где-то три года, с 1977-го по 1980-й.
РИЧИ: SHARK FRENZY была обалденной командой.
БРЮС: Мы вкладывали в нашу музыку много энтузиазма. Мы играли буквально до изнеможения. Однажды кто-то сказал: "Вы, ребята, напоминаете стаю белых акул в неистовом поиске пищи". Вот откуда и появилось название группы. (Shark Frenzy примерно переводится как "неистовство акул" - прим. пер.)

BURRN: А есть на альбоме такая песня, которая нравится вам обоим больше всего?
БРЮС: Ммм... тогда мы классно работали вместе и вложили в каждую песню альбома максимум энергии, поэтому выделить какую-то одну очень сложно. Как-то, спустя почти 20 лет, я сидел и внимательно слушал каждую вещь, раз за разом вспоминая то замечательное время. Никогда не думал, что "The Law Of The Jungle" возможно будет восстановить, так что, я особенно рад по этому поводу. Вообще, многие говорят, что эта песня и есть самая лучшая на альбоме. Но лично мне больше всего нравится четвертая вещь "Nobody". Это было, когда я впервые сыграл с Ричи в студии. Главная "фишка" этой песни - прекрасное мелодичное гитарное соло.
РИЧИ: Мне, как и Брюсу, сложно выбрать какую-то конкретную вещь. Но я бы отдал предпочтение концертной версии "Birthday", которая отлично демонстрирует настроение зрителей. Это было просто обалденно! Что особенно примечательно, это такая тайная история, так сказать, для внутреннего пользования. Песня посвящалась дню рождению девушки по имени Лора, с которой никто из нас никогда не был знаком. Лора сошла с ума из-за наркотиков. Что я могу сказать... ее мозги были разрушены? (смеется).
БРЮС: Ты поймешь, когда послушаешь ее. Перед тем, как начинает играть музыка, одна девушка говорит: "У моей подруги Лоры сегодня день рождения. Но она плохо себя чувствует после очередной дозы. Если вы сыграете для нее, возможно ей полегчает".
РИЧИ: Но музыка отправляет ее еще глубже в мир галлюцинаций.
БРЮС: Главный прикол этой песни заключался в последних строчках, когда я радостно восклицаю: "Это было для тебя, Лора"! Потом наступает тишина и я с удивлением спрашиваю: "Ой, а где же она"? Я полагаю, она сидела где-то на корточках в углу сцены, в ужасе считая, что мы нападаем на нее с этой песней (смеется). Потом куда-то исчезает и ее подруга, заказавшая эту песню. И я спрашиваю, кто такая была Лора? (смеется).
РИЧИ: Надеюсь, когда-нибудь Лора послушает эту песню. Конечно, в том случае, если она еще жива (смеется).
БРЮС: Думаю, будет неплохо вспомнить, почему я включил в альбом эту вещь. Дело было 10 лет назад. Я дал послушать ее Шер (Cher). Вообще, она такой человек, которую не так то просто рассмешить. Но когда она услышала "Birthday", то просто упала со стула (смеется). И я принял решение. Раз уж Шер так реагирует на эту песню, то пусть и весь мир послушает ее!

BURRN: Надо же (смеется)... А часто ли вы играли кавер-версии Beatles?
РИЧИ И БРЮС: Всегда играли.
РИЧИ: У нас даже было выступление продолжительностью в 1 час 20 минут, где мы исполняли только песни Beatles.
BURRN: Ого!
РИЧИ: Да, все члены группы были большими поклонниками Beatles. И до сих пор остаются ими.
BURRN: Часто ли SHARK FRENZY давали концерты?
БРЮС: Очень часто. Мы ведь были "живой" группой. На концертах мы катались по полу, смеялись...
РИЧИ: Было очень весело.
БРЮС: Наверное не существовало другой такой группы, где бы так много веселились и смеялись. Несмотря на молодость, многие из нас имели большой опыт в качестве студийных музыкантов, и креативность била через край. Кроме того, мы были лучшими друзьями. Шутили друг с другом, падали на пол от смеха лишь от одного взгляда... иногда даже плакали от смеха (смеется). Старые добрые времена. В пол третьего ночи мы заканчивали работу и выходили на улицу. Там, возле стоянки для автомобилей мы продолжали общаться между собой до 5 утра. По крайней мере, до тех пор пока полиция не "просила" нас уйти. После того, как мы провели вместе в репетициях и выступлениях так много времени, мы до сих пор часто в дружеской атмосфере встречаемся в местных закусочных за завтраком. С точки зрения такого понятия, как дружба, те времена были просто самыми лучшими в наших жизнях.
BURRN: Неужели продолжение старой дружбы это столь редкое явление в музыкальном бизнесе? Особенно, когда каждому приходится выполнять совершенно разную работу.
БРЮС: Мы не зарабатывали так много денег, чтобы из-за них поссориться (смеется). В любом случае, во многом благодаря именно Ричи, мы продолжаем оставаться друзьями. Он, как самый талантливый из нас, добился наибольшего успеха. Но никто никогда не осмелился бы сказать, что Ричи зазнался. Ему удалось избежать этой довольно распространенной "болезни". Он всегда говорил нам: "Ребята, я становлюсь все более и более популярным. Всыпьте мне как следует, если я вдруг забуду кто я такой". К счастью, мне пока еще не приходилось этого делать.

BURRN: В то время, когда вы играли в SHARK FRENZY, я полагаю, Джон Бон Джови был лидером группы из Нью-Джерси Atlantic City Expressway. Вы знали его?
БРЮС: Лично я нет. Думаю, что к тому времени, когда мы играли I'll Play The Fool и The Power Ричи уже успел с ним познакомиться. BON JOVI формировались как раз в это время и Ричи стал полноправным членом группы. Но я вспоминаю его гитарное соло в этих песнях, там было всего 20 секунд, но зато каких...

BURRN: Между прочим, Брюс, ты играл на пианино на первом альбоме KISS в 1974 году? Как ты попал к ним?
БРЮС: Все началось с того, что я познакомился с продюсером Ричи Вайсом (Richie Wise). Когда мне было 17, я пытался записать альбом в Англии. К сожалению, его выход так и не состоялся, но я не терял время даром и поучаствовал в записи альбома "Dog Of Two Head" группы STATUS QUO. Он имел большой успех, а песни в которых я принимал участие стали хитами. Так что, кое-какую репутацию я приобрел. Когда я вернулся в Штаты, Ричи Вайз как раз продюсировал группу GLADYS KNIGHT & THE PIPS. Однажды их пианист не появился на записи и двое других участников сессии порекомендовали меня, сказав, что знают одного парня, который "очень быстро учит песни". В результате, я поучаствовал в записи пяти их альбомов. Тогда же Вайз продюсировал и KISS. Я записал с ними только одну песню "Nothin' To Lose", но она стала первым синглом KISS, который попал в радиоэфир. Так что, я посчитал это большой удачей (смеется).
BURRN: А это не ты случайно работал над звуковыми эффектами на альбоме GUNS N' ROSES "Use Your Illusion II"? Я видел твое имя в буклете.
БРЮС: Честно скажу, это не я. Сочетание имени и фамилии Брюс Фостер довольно распространенное, поэтому я предпочитаю использовать свое полное имя: Брюс Стивен Фостер. Но судя по всему, в карьере того Брюса это была единственная известная работа.
BURRN: Видимо да. Кстати, продолжая тему KISS, я слышал, что Ричи довелось лететь на Гавайи одним самолетом с Полом Стенли (Paul Stanley), и там он прослушал "Symphony KISS".
РИЧИ: Это так. Великолепная работа. Думаю, лучшее, что он когда-либо создал. Я случайно узнал, что Пол, примерно в то же время что и мы, тоже собирался лететь с семьей на Гавайи. Тогда мы решили немного подкорректировать наши планы, чтобы полететь вместе на одном самолете. Мы поговорили о многих вещах и мне даже удалось послушать их музыку. Он сказал, что "KISS Symphony" записывалась с симфоническим оркестром. Запись получилась отличной, хотя не так и просто записываться вместе с оркестром.
BURRN: Как ты думаешь, а BON JOVI сыграют когда-нибудь вместе с симфоническим оркестром?
РИЧИ: Уверен, что сыграют. Когда я слушаю такую музыку, сразу вспоминаю Джорджа Мартина (George Martin). Его гитарные партии всегда звучали так, словно играл целый оркестр.

BURRN: Я слышал, что в телевизионном фильме "American Dreams" Ричи сыграл роль Эрика Клэптона. Полагаю именно он является той причиной, по которой Ричи в свое время взял в руки гитару.
РИЧИ: Точно. В первый раз, мне довелось встретиться с ним в 1988 году. Я должен был вручать ему награду на какой-то церемонии. После завершения официальной части был проведен небольшой сейшн. Так что, я не только повторял ему, что являюсь большим поклонником его таланта, но и даже немного поимпровизировал вместе с ним. Песня "Mr. Bluesman" из моего первого сольного альбома - это история обо мне и о нем. История о том, как мальчик идет по стопам своего гитарного героя. Я попросил его поучаствовать в записи этого альбома и Эрик принял мое приглашение. Поскольку он был очень занят приготовлениями к своему концерту в Royal Albert Hall, то я просто выслал ему демо-запись. В конце концов, он пришел в студию и мы сделали запись. А на концерте он дал мне пригласительный в ложу для  почетных гостей. Все это напоминало мне какой-то чудесный сон.
BURRN: Как ты себя чувствовал, играя роль Клэптона?
РИЧИ: Просто великолепно. Хотя я, конечно, не особо силен в актерском мастерстве. Но сейчас моя голова полностью занята другим телешоу. Его ведет Крис Айзек (Chris Isaak), и называется оно "Show Time". Съемки намечены на начало марта. Подробности смотрите на моем официальном сайте.
BURRN: Обязательно посмотрю. А что планируешь делать потом?
РИЧИ: Вы знаете, что мы с Джоном купили футбольную команду Philadelphia Soul. В прошлый уикенд все участники BON JOVI собрались вместе на большую вечеринку. Еще двумя неделями раньше, мы с Джоном начали сочинять песни, так что видимся довольно часто. Я пишу также песни для своего собственного альбома, надеюсь выпустить его в скором времени. Кроме того, я нашел довольно неплохой материал, копаясь в старых демо-записях.
BURRN: Довольно неплохой материал?
РИЧИ: Да, я бы хотел записать новый альбом, используя эти записи. Просто для своих фэнов. Я сообщу им об этом на своем официальном сайте. Есть еще много предложений об участии в телешоу, записи саундтреков... И скорее всего этой осенью мы вместе с BON JOVI начнем работу в студии.
BURRN: Говорили, что бокс-сет BON JOVI будет выпущен к концу года.
РИЧИ: Дата его выхода пока неизвестна. Мы еще не определились с какой звукозаписывающей компанией будем работать. Но наш концертный DVD "This Left Feels Right" появится в продаже в США уже в феврале. Кстати, появится ли он в это же время в Японии?
BURRN: Да. И я с нетерпением ожидаю его выхода. Брюс, а каковы твои планы?
БРЮС: Сейчас я полностью поглощен работой над "Shark Frenzy vol.2". У нас еще есть 10 песен, которые нужно довести до ума, а также несколько отличных концертных версий. На парочке из этих вещей вы сможете услышать вокал Ричи. Есть еще рождественскй альбом, над которыми я работаю вместе с Томом Маролдой. Том подкидывает мне прекрасные идеи. Этот альбом имеет определенное отношение к THE BEATLES. Ричи тоже принимает участие в записи. Думаю, выпустить его к Рожеству. Кроме Ричи и Тома, над альбомом работает Дэви Джонстон (Davy Johnston), который является участником группы Элтона Джона (Elton John)...
РИЧИ: И Джейс Смит (Jace Smith) из SHARK FRENZY.
BURRN: Я так смотрю, нас ожидает много интересного. Ну и наконец, чтобы вы хотели передать своим японским поклонникам?
РИЧИ: Спасибо за вашу поддержку. Прошло уже более 20 лет с тех пор, как я начинал играть с Брюсом, и я очень благодарен всем фэнам, которые остаются вместе с нами все это долгое время. Я был бы очень счастлив, если бы вам понравилась эта частичка моей юношеской музыкальной карьеры. Скоро увидимся!
БРЮС: Для меня это было огромное счастье - восстановить мои юные годы, те, что я думал уже потеряны навсегда. Я был бы очень счастлив, если бы фэны оценили наш альбом. 

Перевод: Евгений Бояркин