Концерт Bon Jovi в Дрездене

День, когда сбываются мечты

Евгений Бояркин (Днепропетровск, Украина)
20 июля 2011 г.

Предыстория

Это было поздним субботним вечером 12 августа 1989 года. По первому центральному каналу показывали телеверсию первого дня московского фестиваля "Рок против наркотиков". Телевизионщики нещадно резали контент, давая в эфир не более одной-двух песен каждого из участников. Вот на экране промелькнули молодые и еще неизвестные Skid Row. Вот смачно покрошили собственную аппаратуру хулиганы из Motley Crue. Cinderella задумчиво спела "Nobody's Fool". "Парк Горького" старательно доказывал, что и на Руси умеют играть тяжелый рок. Невесть откуда выскочил Гарик Сукачев с группой "Бригада С", что на фоне всего происходящего показалось чьей-то оригинальной и смешной шуткой. Великий и ужасный Оззи Озборн, которым пугали непослушных детей перед сном, что-то невыразительно бубнил в микрофон. В отличие от него, Скорпы выглядели намного солидней, исполнив один из самых популярных медляков на советских дискотеках 80-х - "Holiday". Но я терпеливо ждал хэдлайнеров. Не знаю, почему именно их. Я тогда и близко не был Bon Jovi поклонником, но магическое название почему-то притягивало даже сильнее, чем Scorpions. И вот дождался. Стартовав откуда-то сверху, Джон Бон Джови, в наброшенной на плечи советской солдатской шинели, под звуки вступления к "Lay Your Hands On Me" медленно спускался вниз к сцене, прокладывая свой путь между зрительскими рядами. Неискушенная публика неистовствовала! Глядя с завистью на происходящее на телевизионном экране, я подумал, что увидеть Bon Jovi вживую получится наверное только, если эмигрировать в Америку. Что ж, на то время вариант идеальный, но, к сожалению, практически нереализуемый. Тогда полететь в космос было гораздо проще, чем съездить в турпоездку на Запад, не говоря уже о посещении там рок-концерта. Зародившаяся мечта так и останется невыполнимой на долгие годы. Можно сказать, десятилетия.

Обратный отсчет

После того памятного выступления в Москве, Bon Jovi и близко не приближались к границам бывшего СССР. Казалось, будто "холодная война" для них все еще не закончилась. Уже практически все члены давным-давно почившего просоветского военного блока "Организация Варшавского Договора" вступили в НАТО и стали полноправными членам ЕС, а Джон с компанией все никак не решались снова пересечь давно не существующие границы. Лед тронулся лишь в конце 2010 года, когда была анонсирована программа европейского части The Circle Tour 2011, концертного турне в поддержку альбома "The Circle". Впервые в своей новейшей истории Bon Jovi решились прозондировать плодородную восточноевропейскую почву. В списке стран, которым выпала честь принимать у себя концерты неувядаемых рок-гигантов из Нью-Джерси, числились Хорватия и Румыния. Кроме того, спустя 18 лет группа вновь собралась выступить в Турции! Изначально именно три вышеназванные страны и рассматривались украинской фан-тусовкой, как наиболее вероятные места для посещения. Прежде всего подкупал безвизовый режим с Хорватией и Турцией, а также отсутствие шенгенских заморочек в случае с Румынией. В сторону западноевропейских государств, вроде Великобритании, Ирландии, Германии, Норвегии никто даже не смотрел. Эта затея казалось нереальной в принципе.

Вариант с Дрезденом от киевской турфирмы "За 7 морей" возник довольно неожиданно, и поначалу фаны отнеслись к нему весьма скептически. Германия? Это же невозможно! Однако "бонусы" в виде перекладывания на чужие плечи всей неприятной возни с визами, великолепной возможности остановиться в одном из самых красивых европейских городов - Праге (столицу Чехии и Дрезден разделяли всего 153 км), и главное - путешествия продолжительностью в одну неделю в обществе "братьев и сестер  по оружию", то бишь таких же отчаянных Bon Jovi фанов, - перевесили все видимые на тот момент минусы вроде утомительного автобусного тура и некоторой неопределенностью с комплектованием группы. А что оставалось делать? На что только не пойдешь, ради осуществления своей давней мечты! Перефразируя известную пословицу, если Bon Jovi не едут к фанату, фанат сам едет к Bon Jovi. Время и место большого значения не имеют.

Нам всем крупно повезло! Уже к началу мая группа для поездки была укомплектована. День встречи с Bon Jovi был определен. Оставалось лишь набраться терпения и готовиться к путешествию навстречу мечте, считая дни, часы и минуты. Подробное описание поездки автобусом через Украину, Польшу, Чехию, а также наши будни в Праге, Карловых Варах и на легендарном пивзаводе "Крушовице", не вошли в рассказ, потому что это совсем другая история. Я опишу лишь события, происходившие в течение одного дня. Как вы наверное догадываетесь - это 10 июня 2011 года, день, когда наши фанатские грезы воплотились в реальность.

Дрезденские хроники

10:15  Занимаем свои места в автобусе и держим курс на Дрезден или "Флоренцию на Эльбе", как принято называть в литературе этот старинный город в восточной части Германии.

13:00  Прибытие. Погода приятно удивляет - в Дрездене ясный, безветренный, по-настоящему теплый летний день, что резко контрастирует с Прагой, где, взятые из дому на всякий случай теплые вещи понадобились уже сразу по приезду. Несмотря на неутешительный прогноз, а синоптики обещали периодические кратковременные дожди и прохладу, солнце уверенно чувствует себя на небосклоне и не собирается прятаться за тучи. К сожалению, времени буквально в обрез. На знакомство с достопримечательностями исторического центра, посещение знаменитой картинной галереи, покупку сувениров и обеденную трапезу отводится 3-4 часа. Практически все передвижения приходится совершать ускоренным шагом, местами переходящим на бег. 

15:00  Обзорная экскурсия по центру города закончена. Фан-тусовка разбивается на несколько мелких групп, каждая из которых решает действовать самостоятельно. Одни устремились в сторону арены еще до окончания экскурсии. Другие неспешно отправились выполнять программу дня в полном объеме. Третьи, в их числе и наша группа из пяти человек: Ксения (известная в фанатской среде как Ксю), Таня "Лунный свет"(она же Moonlight), Юлия, Инна и я, решили пожертвовать Галереей и Обедом. Исключение из обязательной программы пункта посещения Галереи казалось целиком оправданным - ну, честное слово, я не представляю себе, как можно за один час оббежать (в прямом смысле слова) всю территорию художественного музея с уникальными экспонатами внутри и при этом получить какое-то эстетическое удовольствие, если на самом деле там нужно провести хотя бы пол дня?! А вот пренебрежение обедом, как бы пошло это не звучало, лично я посчитал досадным упущением. Все-таки, если уж ты оказался в Германии, то даже чисто из любопытства ты должен попробовать местную кухню. Но ситуация неумолимо гнала вперед и времени на сожаления не оставалось.

16:15  Будто команда мастеров спортивной ходьбы, проводящих последнюю тренировку перед выступлением на Олимпийских Играх, наша пятерка стартовала от Цвингера (комплекс из 4-х зданий, внутри одного из которых и находится Дрезденская картинная галерея) по направлению к Festwiese Ostragehege, где и должно было состояться священное для любого Bon Jovi фана действо. Наш путь лежал вдоль живописной набережной реки Эльба. Но любоваться красотой пейзажей было некогда. Скорость, скорость и еще раз скорость превыше всего! Бытовало мнение, что если мы попадем на площадку позже, чем за час до официального начала концерта, то свободные места останутся только на задворках Golden Circle (дальнейшие события, правда, полностью это утверждение опровергли).

Если в центре города среди огромной армии туристов, то там, то здесь мелькали "братья по разуму" - люди в футболках с изображением Bon Jovi, то на пути к арене, среди десятков обгоняемых нами граждан, двигавшихся в ту же сторону, что и мы, персонажи, наглядно демонстрирующие личные музыкальные пристрастия на своей одежде, встречаться почему-то перестали. Этот странный факт зародил во мне некоторые сомнения, касательно того, а правильной ли дорогой мы идем. Впереди я заметил троих парней, выделявшихся крепким телосложением и одинаковыми голубыми футболками, но с разными номерами на спине. Сзади они скорее напоминали братьев-тройняшек, играющих за одну команду в американский футбол, нежели фанатов Bon Jovi. "Черт! Может быть, все эти люди идут не на концерт, а на футбол?!" - подумал я и похолодел от ужаса. Пытаясь отогнать от себя эту назойливую мысль, я решил остановить свое внимание на фамилиях, написанных на голубых футболках поверх номеров. Они все были одинаковы - "Bon Jovi". "Кажется, мы на правильном пути", - улыбнулся я, нервно вытирая пот со лба.

В спешке по дороге к арене, мы пробежали мимо нашего автобуса, где собирались сбросить лишние вещи и приобретенные сувениры. В результате, пришлось идти на сектор с кучей пакетов в руках. Но предполагаемого грандиозного обыска никто нам устраивать не стал. Видимо, не попадали под категорию подозрительных субъектов.

17:00  Дорога к концертной площадке заняла минут 20-25. Еще четверть часа мы потратили на фотосессию с афишами и бесперспективные поиски автобуса. И вот, приблизительно, в 17:00 мы оказались на Festwiese Ostragehege, которая на следующие 6 часов станет нашим домом - местом, где царствует рок, пиво, горячие сосиски, а воздух вокруг пропитан непередаваемой атмосферой великого праздника!

После некоторого времени, проведенного за выбором сувенирной продукции (к слову, ассортимент атрибутики не впечатлял большим разнообразием), наша группа вместе с присоединившимися к нам на площадке Евгением и Ларисой (они тоже не нашли автобус, и эта общая больная тема невероятно нас сблизила) отправилась занимать свои места под солнцем в фанатском секторе - Golden Circle. К слову, на тот момент свободных мест с неплохим обзором сцены было предостаточно. За пределами сектора я заметил закутанную в национальный флаг российскую фанатку. Медленно прохаживаясь между торговыми палатками, она явно никуда не спешила. Ей суждено будет войти в историю. Но об этом потом.

Секьюрити, проверив наши билеты, с улыбкой пропустили нас на сектор. Никаких давок за право быть ближе к Bon Jovi не наблюдалось. Очередь обнаружилось только в одно место - в биотуалеты. Да и то, двигалась она довольно живо. Фаны, полулежа на травке, неторопливо жевали сосиски, запивая их пивом или колой. Там же был замечен дивный персонаж, называемый "дринкмен" (drinkman) или по-простому "человек-пиво". Парень с огромным рюкзаком за спиной, сверху до низу заполненным разливным пивом, неторопливо бродил по сектору. С помощью присоединенного к рюкзаку шланга, он прямо на месте разливал его содержимое всем желающим. За 5 евро. Тара также находилась при нем. Не менее десятка дринкменов работали без устали в течение всего концерта. В общем, проблемы с нехваткой пива на местах не возникало в принципе.

Почти сразу же мы обнаружили наших коллег, тех самых, что первыми отправились на арену, не дождавшись окончания экскурсии. Алика, Леся (Лесик), Мира и Лена (Ленчик) стояли прямо у левого края сцены. Свободных мест возле них хватало, но столь экстремальное место дислокации меня совсем не вдохновило. Не претендуя на возможность дотянуться рукой до ботинка Джона (шутка!) и считая пресловутый eye contact вещью хорошей, но не первостепенной, я сделал выбор в пользу аудиобаланса и лучшего обзора сцены, отправившись в сторону центра сектора. В компании с Евгением и Ларисой мы заняли участок метров на 15-20 дальше, но ближе к центральной части. Остальные остались возле сцены. С краю. Забегая вперед, скажу, что фортуна оказалась к ним неблагосклонной. На их стороне Джон оказался лишь однажды, в основном, зажигая в центре и справа. Отмечу, что независимо от того, кто в какое время попал на сектор, каждый занял то место, которое хотел. Это подтвердит на собственном примере та самая российская фанатка с флагом. Но об этом, как и обещалось, позже.

18:00  Пока еще не стройные ряды фанов начинают потихоньку смыкаться. Свободных мест хватает, однако на поле становится теснее. Тем не менее возможность прилечь на травку и окинуть взглядом окрестности сохраняется. Средний возраст фанатов вокруг меня примерно 30-40 лет, хотя в немалом количестве представлена возрастная категория 50+. Последние, так же как и их более молодые коллеги, имеют на себе всю необходимую атрибутику. По ним сразу видно - эти седовласые ребята во время концерта не собираются просто стоять на месте, что и подтвердилось в дальнейшем. Интересную категорию зрителей составляют парочки, одна половина которых ведет себя явно сковано, что выдает в них скорее статистов, чем Bon Jovi фанов. Они то и дело бросают испуганные взгляды в сторону сцены, будто опасаясь, что оттуда выскочит злой и голодный Джон и, лязгая клыками, утащит их за кулисы.

18:20  На сцене появляется внешне ни чем не примечательная группа парней, одетых в повседневную одежду. Показалось, что это обычные свето/звукотехники пришли готовить выступление для официально заявленной разогревающей группы из Дании The Breakers. Так что, когда они взяли в руки гитары и микрофоны, я ничего странного не заподозрил. Внезапно из колонок раздался мощный грохот и заиграл рок. Стало очевидно, что перед нами и есть разогревающая группа. The Breakers? Других вариантов на тот момент у меня не было, хотя чисто немецкий, жесткий, но в то же время мелодичный хард-рок несколько не соответствовал официально анонсированному буги-вуги от The Breakers. Поначалу создалось впечатление, будто бригада дрезденских пролетариев - участников конкурса художественной самодеятельности - за ударный труд на родном заводе была премирована правом открыть концерт Bon Jovi в родном городе. Или так: обычные ребята возвращались с работы домой, вдруг увидели лежащие на земле чьи-то инструменты и решили на них сыграть. Но уже через пару минут выступления все сомнения в профессионализме группы Unbuttonned Heart (название я узнал гораздо позже в интернете) отпали раз и навсегда. Не знаю, слышали ли их в тот момент парни из Bon Jovi, сомневаюсь, что да. Но если бы услышали, то наверняка вспомнили бы себя в старые добрые времена около 30 лет назад, когда они, еще молодые, зеленые, но жаждущие славы, открывали концерты таких монстров рока, как Scorpions, Kiss, ZZ Top. Публика реагировала довольно живо. Некоторые даже пытались подпевать. Были ли они знакомы с творчеством этой группы раньше, сказать трудно. Но выучить прямо на месте незатейливый рефрен "Close my eyes, so I can't see" большого труда не представляло. В общем и целом, рок-разминка прошла успешно. Отыграв около 40 минут, они, пожелав всем хорошего вечера с Bon Jovi, удалились со сцены под продолжительные аплодисменты благодарной публики.

19:00  В это время в рядах украинских поклонников случается неожиданный казус. Если я перепутал Unbuttonned Heart с The Breakers, то одна девушка из нашей группы (к слову, не фанатка, просто поехала за компанию с подругой приобщиться к настоящей музыке) и вовсе посчитала, что перед ней только что выступали сами Bon Jovi. "Как?! И это все?!" - недоуменно вопрошала она, глядя в спину удаляющимся немецким рокерам. Наверное в тот момент она думала о том, что никогда не простит себе столь бездарно проведенный отпуск. Да... На ее месте я бы еще порвал билет и втоптал его в землю. К счастью, она не успела полностью разочароваться в Bon Jovi и совершить что-то нехорошее. Находившиеся рядом соотечественники спасли репутацию американской группы, быстро объяснив ей, что настоящие Bon Jovi сегодня еще сыграют.

19:20  В это время появляются The Breakers. Сомнений в том, что это действительно они, уже не возникает - название группы красуется на больших плазменных экранах, расположенных по бокам сцены. Удивляет выступление двух разогревающих групп! Не думал, что такое бывает. Но чем дольше выступали датские рок-н-ролльщики, тем сильнее мне хотелось, чтобы они побыстрее ушли. Нет, играли они неплохо, хотя первая группа понравилась мне больше (все-таки, по стилю Unbuttonned Heart были гораздо к Bon Jovi, чем их коллеги из Дании). Просто уже быстрее хотелось услышать тех, ради кого мы проделали столь длинный и нелегкий путь. The Breakers долго не томили мою душу. Они исчезли, так и не оставив в ней ни малейшего следа.

19:50  Самый главный вопрос вечера: увидим ли мы сегодня Ричи Самбору, пока оставался без ответа. О том, в каком составе группа выступала позавчера в Загребе никто не знал. Посему приходилось лишь строить догадки. Интуиция подсказывала мне, что Ричи сегодня обязательно появится. Но прежде на сцену вышли люди в черных футболках и взяли в руки инструменты. Третью разогревающую группу я бы наверное уже не вынес. Но в этот раз сомнений не было - это ребята из команды Bon Jovi проделывают последние приготовления непосредственно перед выступлением группы. Процесс настройки инструментов и наведения марафета затягивался. Чувство постоянного ожидания заставляло меня немного понервничать и вспоминать о накопившейся за день усталости. Хотя я прекрасно знал одно - как только начнется концерт усталость испарится столь же стремительно, как и одинокая лужа в сорокоградусную жару.

20:20  Народ скандирует "Bon Jovi, Bon Jovi..." К нам присоединяются еще две девушки, две Оксаны, задержавшиеся в картинной галерее Дрездена. Теперь нас уже пятеро украинских фанатов в окружении многочисленной местной публики.

20:40  Звучат "фанфары". Эти знакомые позывные я слышал неоднократно. Этот ролик, демонстрирующийся сейчас на огромном экране за сценой я наблюдал каждый раз, когда вставлял на сайт ютубовское видео первой песни из любого концерта The Circle Tour. С трудом пытаешься осознать - ты не в интернете, а это, черт возьми, никакой не Youtube! Это происходит с тобой на самом деле. Здесь и сейчас!!!

Вот Тико садится за ударную установку. Вот Хью, сама скромность, заходит в свою "беседку" под полиэтиленовой крышей. Такая же конструкция и над головой у Дэвида, улыбающегося публике своей искренней лучезарной улыбкой. Чуть в сторонке примостился Бобби Бандиера. И вот, сорвав шквал аплодисментов, на передний край сцены выходит тот, кого мы все так жаждали видеть сегодня вечером - великий и неповторимый Ричи Самбора собственной персоной!!! Он кажется немного поправившимся, выглядит не очень свежо, но видно по лицу - сегодня он собирается выложиться по полной. Я кого-то забыл? Да? Легкой мальчишеской походкой, такой же, как и 30 лет назад, этот парень выпорхнул на сцену уже после того, как Ричи заиграл соло из одной очень знакомой песни. Джон Бон Джови, которому в следующем году стукнет, с ума сойти, пятьдесят, выглядел лет на пятнадцать моложе! Толпа завизжала! И начался Bounce! Впервые на концертах этого тура звучала заглавная песня альбома 2002 года! "Bounce, bounce - Nothing's gonna keep me down - bounce, bounce..." Не знаю, зачем сегодня были нужны разогревающие группы? Сектор завелся не то что с полуоборота, а даже с полуслова! Дальше практически без остановки: "Bad Name", "Born To Be My Baby", "We Weren't Born To Follow". Когда во время исполнения последней на экране крутили видеокадры недавних волнений в Иране, я подумал, что если Bon Jovi когда-нибудь выступят в Тегеране, то можно будет смело сказать, что наш мир стал в сотни раз безопасней. Это ведь группа для свободных людей, живущих в свободном мире. Ощущение того, что рядом со мной стоят по-настоящему свободные люди не покидало меня в течение всего вечера в Дрездене.

Bon Jovi держали изначально предложенный высокий темп. Руки практически не опускались вниз, вокруг меня народ пел и кричал изо всех сил, заглушая мой собственный голос, который я практически не слышал. Перед очередной песней Джон сказал: "Сейчас мы с вами сядем в машину времени и отправимся далеко далеко - туда, где все и начиналось..." Вопросов не возникало. Было понятно, что сейчас прозвучит песня, с которой все начиналось и у меня. "Runaway" - это был лучший подарок мне в этот день! Не только я, но и сам Джон весьма трепетно отнесся к песне, предопределившей его будущую феноменальную карьеру. Он полностью взял инициативу на себя, исполнив даже гитарное соло! И сразу же после нее - еще одна вещь, на которой выросло целое поколение фанов. "It's My Life" невозможно было слушать молча, даже если ты при этом прыгал вверх, аки кузнечик, и неистово хлопал в ладоши, как революционный матрос, впервые увидевший Ленина. Даже те "половинки" парочек, что перед началом концерта выглядели чужими на этом празднике жизни, заметно преобразились. В глазах появился огонь, и они тоже пели вместе со всеми: "It's my life. And it's now or never..." Да. Сейчас или никогда. Я был счастлив, что сделал правильный выбор.

Темп не спадает. "In These Arms" (жаль, что на вокале не Дэвид), "Captain Crash". А потом снова сюрприз. "No Apologies" - новая песня из последнего альбома лучших хитов "Greatest Hits". Как по мне, в студийной версии она звучит немного припопсованно, хотя по заложенному в ней потенциалу, "No apologies" вполне могла бы стоять в одном ряду с такими суперхитами, как "It's My Life", "Bad Name" или "Born To Be My Baby". И вот в безупречном живом исполнении этот потенциал был полностью раскрыт. И заслуга здесь не столько самого Джона, сколько остальных ребят. Прежде всего хочу выделить Тико, своими мощными ударными вернувшего песню в рок-н-ролльное русло. Ричи был неотразим на бэк-вокале, а его великолепное соло на гитаре хотелось слушать еще десять раз подряд.

Дальше идет традиционная импровизация на тему "Bad Medicine" с включенным в нее кавером The Doors "Roadhouse Blues", где Джон изрядно повеселил публику своими причудливыми танцевальными па. А потом... Потом снова нахлынули воспоминания. 22 года года тому назад я завидовал тем, кому посчастливилось, поднимая свои руки вверх, хлопать в ладоши в такт  аналогичным движениям Джона Бон Джови. А вот теперь и я мог делать то же самое!!! Те, кто еще помнит начало моего рассказа, конечно же догадались, что речь идет о "Lay Your Hands On Me". Ранее на концертах тура ее обычно исполнял Ричи Самбора, но, по всей видимости, в этот вечер он был еще не готов на подвиги, поэтому Джон отработал и за себя, и "за того парня". Не могу сказать, что являюсь большим поклонником этой вещи, но снова должен признать - вживую она звучит просто великолепно! А состояние, когда ты, высоко подняв руки над головой, хлопаешь в унисон с тысячами таких же фанатов, как и ты - это... нууу... невозможно передать словами в принципе. Кстати, оказалось, что держать ритм не так то и легко, и я периодически сбивался. Но когда ты видишь перед собой лес рук - восстановить его не представляет из себя никакой сложности.

И вот темп резко понижается. Начинается акустический сет, с началом которого Джон перемещается к мостику, разделяющему главные фан-сектора: Diamond Ring и Golden Circle. Там он постепенно вызывает к себе всех остальных официальных участников группы - Ричи, Дэвида и Тико. На мостике исполняются три медляка: "(You Want To) Make A Memory", "I'll Be There For You" и "Bells Of Freedom" (еще один сюрприз для души). И в этот момент мы снова видим ее. Девушка оказывается практически напротив мостика и, сидя на чьих-то мужских плечах, эмоционально размахивает национальным флагом своей страны. Ее заметили не только сотни фанов, находившихся рядом, но и фотограф группы, запечатлевший этот момент на память. И теперь фото, к сожалению, неизвестной российской фанатки красуется на страничке Bon Jovi в Facebook в альбоме "Концерт в Дрездене". Мини-концерт на "второй сцене" заканчивается жизнеутверждающей "Someday I'll Be Saturday Night" - опять же сыгранной безупречно! 

Вернувшись назад, музыканты на одном дыхании играют "Who Says You Can't Go Home", "I'll Sleep When I'm Dead" и кавер Роллингов "Start Me Up". Вступление к следующей песне было непродолжительным. Джон вспоминает о тех, кто погиб 11 сентября в Америке, намекая на то, что сейчас они сыграют "Undivided". Как и "Bounce", она впервые исполнялась в этом туре. Но я и представить себе не мог, насколько мощно, красиво и в то же время трагически она звучит в живом исполнении. Хотелось тебе этого или нет, но в течение следующих четырех минут ты переживал те страшные события вместе с Джоном, негромко повторяя за ним вслух: "One for love, one for truth, one for me, one for you..."

"Have a Nice Day" и "Keep The Faith" завершили основную часть концерта. Но разве такое случается, чтобы Bon Jovi не вышли на бис?! В опустившейся на Дрезден темноте "Something To Believe In" звучала особенно завораживающе. Весь вечер меня не покидало ощущение того, что в каждой сегодняшней песне я нахожу что-то абсолютно новое, то, что никогда и не замечал раньше. Как будто заново открываешь для себя Bon Jovi. Обязательный дуэт Джона и Ричи "Wanted" заставил немного взгрустнуть. Нет, сама песня была не при чем. Просто я начал отчетливо осознавать, что конец сказки уже совсем близок. Вот сейчас будет "Prayer", а потом все... "всем спасибо, все свободны". Лирические воспоминания Джона о детстве "Blood On Blood" немного успокаивают - это еще не the end of the show, но одновременно пробуждают ностальгические чувства, уже не знаю в который раз за вечер! С текстом "Blood On Blood" я познакомился еще в конце 80-х, когда его напечатали на последней странице в "Ровеснике". Слова настолько сильно запали мне в душу, что я выучил их наизусть, еще даже не слышав самой песни! И вот я повторяю их снова в компании с Бон Джови. Когда он вместо "... and me, I'm JUST  the singer in a long haired rock-n-roll band" спел "...and me, I'm STILL the singer..." публика буквально взорвалась от восторга. Чтобы ухватить такую, казалось бы, мелочь, я уверен - нужно пропустить эти слова глубоко внутри себя!

После "Blood On Blood" группа снова покинула сцену. Но все мы знали, что они вернутся. Не может быть полноценного концерта без финального аккорда в виде "Livin' On A Prayer". У меня раньше часто возникал вопрос, а не надоело ли им играть ее на каждом выступлении? Этот вечер все вопросы снял. Такое просто не может надоесть. На концерте "Livin' On A Prayer" - не просто исполнение суперхита, это еще и целое шоу! И дело здесь не только в звуке, свете, а также оригинальном видеоряде на огромном экране. Главное то, что ты ощущаешь себя не просто зрителем, благодарным слушателям или просто обезумевшим от счастья фаном. Ты - полноправный участник шоу! Когда Джон пел "O-oh, we're half way there. O-oh, living on a prayer...", то все, присутствовавшие на дрезденской арене: группа Bon Jovi, тысячи заполнивших ее фанов и ты сам превратились в одно единое целое! Как говорится "один за всех и все за одного"... хотя это уже совсем другая песня.

От переизбытка чувств наворачивались слезы. Отчасти это были слезы грусти - концерт все-таки заканчивался, но больше слезы радости - такой мегазаряд положительных эмоций не позволял сохранять душевное равновесие.

23:00  На выходе из сектора мы воссоединились с частью нашей группы и все вместе, практически не сговариваясь, уселись на травку. Нужно было перевести дух и попробовать хоть как-то настроиться на анализ только что завершившегося мероприятия. Аналитическая дискуссия не клеилась. Эмоции, хотя и били через край, но оставались внутри, не выходя наружу. Каждый из нас все еще стоял там у сцены и вместе с Bon Jovi пел свою песню. В конце концов сошлись на одном - надо повторить!

23:30  Автобус нашли быстро. Просто некоторые наши коллеги более внимательней, чем мы, смотрели по сторонам еще на пути к арене. Непосредственно возле автобуса состоялся небольшой опрос на тему "кто ближе всех видел Джона-Ричи-Дэвида-Тико"? Каждый уверял, что это именно он. И был по-своему прав.

00:15  Путь назад в Прагу напоминал продолжение концерта. В автобусе включили видео "Live From London". Сначала стояла тишина, а потом... Весь автобус запел "Always". Это надо было слышать! Будто Bon Jovi в третий раз вышли на бис, специально для нас! "Миссия удалась", - улыбнулся я. но снова взгрустнулось. То, что казалось невозможным еще каких-то полгода назад только что осуществилось, но... это уже снова в прошлом. Мы стали чуточку старее? Нет, старше. Just older.

Резюме

А теперь начистоту - без лишних соплей и эмоций. Как человек, склонный в любой бочке с медом искать хотя бы микроскопическую каплю дегтя, заявляю со всей ответственностью - мед натуральный. Дегтя нет. Совсем нет. Концерт и все, что ему сопутствовало, прошли идеально. Вот, по-настоящему придраться не к чему! Ни очередей, ни давок, ни излишне придирчивых секьюрити. Хотите отдохнуть - вот травка по вашими ногами - чувствуйте себя как дома. Хотите сосисок и напитков - вот вам куча точек продажи. Для самых ленивых - вот вам услуги "дринкменов". Что еще можно сказать? Организация мероприятия - на высочайшем уровне.

О звуке. Ругать качество звука уже давно считается признаком хорошего тона. Но не в этот раз. Будем считать, что мы слышали наверное самый идеальный звук, который только можно услышать на рок-концертах. Ты стоишь совсем недалеко от сцены, а тебя не оглушает, не бьет по ушам, по голове, в грудь! Ни тебе шипения из колонок, ни перегрузок. Раньше я думал, что такого вообще не существует в природе. Оказывается, существует. На концерте Bon Jovi. Звукорежиссеры настоящие мастера своего дела. Каждый инструмент звучал настолько чисто, что саунд, именно по чистоте, мало отличался от студийного. Естественно, что никакого намека на "фанеру" не было и близко. Просто Bon Jovi доказали, по крайней мере бы лично мне, что их по праву считают одной из лучших live-групп современности. Думаю, что в мире найдутся десятки команд, способных на высоком уровне отыграть стадионный концерт, но отыграть так, как это делают Bon Jovi, могут наверное единицы.

Два больших плазменных экрана по бокам сцены и один огромный, позади нее, давали настолько четкое и качественное изображение, что даже если ты стоишь далеко или вообще находишься на трибуне, ты не чувствуешь себя оторванным от концерта.

Свет и видео. Ровно столько, сколько нужно. Ни больше, ни меньше. Каких-то там навороченных спецэффектов я не помню. Да и зачем? Bon Jovi надо слушать, не отвлекаясь на всякую мишуру, вроде пиротехники и танцовщиц в бикини.

Атмосфера. Здесь все было сказано ранее. Полный разрыв!

Публика. Дружелюбная. В чем-то спокойная, но ни в коем случае, не флегматичная. Пели, орали, хлопали, прыгали, танцевали - в общем, вели себя, как и подобает истинным фанам на концерте любимой группы, при этом не проявляя ни капли агрессии.

Ричи Самбора. Сначала мне показалось, что он выглядел несколько вялым. Однако уже потом, после просмотра концертного видео я с радостью признал, что ошибся. Он держался на сцене довольно уверенно. Да, не прыгал и не скакал, как Джон, но тут уж у каждого свои функции.

Джон Бон Джови. Настоящий электровеник. Из его энергии можно вырабатывать электричество. Кроме того, находится в отличной физической форме. Если кто-то считает, что Джон плохо поет, то вы, ребята, уж простите, но вам пора переключаться на Баскова.

Дэйв, Тико, Хью, Бобби. Эти парни, в связи с определенной спецификой их ролей на музыкальной сцене, вынуждены находится как бы в тылу у Джона и Ричи. Здесь ничего не поделаешь. Ну, не может клавишник стоять перед фронтменом чисто по определению. Но это очень надежный и, самое главное, достаточно энергичный тыл. Главным же его мотором в тот вечер несомненно являлся Тико Торрес. Ни одна песня без его весомого вклада не звучала бы так сочно!

Много ли идеальных вещей существует в природе - вопрос, скорее философский. Но одну из них я знаю точно. Это концерт Bon Jovi.

Послесловие

Тем, кому вопреки всем желаниям, еще ни разу не удалось оказаться на концерте Bon Jovi, не стоит огорчаться. Те, кто там уже побывал, все равно находятся с вами в одинаковых условиях. Почему? Да потому что, начиная с того момента, как отгремели последние аккорды "Livin' On A Prayer" и, откланявшись благодарной публике, участники группы окончательно скрылась за кулисами сцены - у нас с вами остается одно и то же желание - попасть на концерт Bon Jovi. И я думаю, мы это сделаем. Да прибудет с нами удача!

Благодарности

Спасибо всем, кто ездил с нами в Дрезден: фанатам и просто любителям хорошей музыки. Спасибо всем тем, кто обеспечивал наш быт и комфорт во время поездки: водителям, экскурсоводам, руководителю группы - веселому парню по имени Руслан. А также отдельное хочу поблагодарить фирму "За 7 морей" и лично Сергея Рогозу за организацию этой поездки, благодаря которой исполнилась заветная мечта многих украинских фанов!