Рецензии на Undiscovered Soul

Авторы:

  1. Мэрикс (Москва, Россия) - февраль 2002 г.
  2. Маша (Россия) - октябрь 2002 г.
  3. Robin (Москва, Россия) - 15 декабря 2007 г.

Мэрикс (Москва, Россия)

Февраль 2002 г.

Этот альбом надо слушать только тогда, когда до конца проникнешься творчеством вышеупомянутой группы и до конца поймешь роль в ней Ричи. Иначе все впечатление о гитаристе может испортиться. Это, конечно, не факт, но, во всяком случае, я чуть-чуть врубилась в Undiscovered Soul, только когда поняла, что Ричи - это не просто какой-то там гитарист, играющий в какой-то группе, а выдающийся человек, вложивший в Bon Jovi не меньше, чем сам Джон. До этого я смогла дослушать альбом до конца только раза с пятого.
Итак, немного о некоторых песнях с альбома.
Made in America. Очень забавная автобиографическая песенка. Здесь надо вслушиваться (или вчитываться) в текст, очень интересно узнать, что Ричи сам думает о себе, о своем прошлом, о том, как он добился чего-то в жизни. В плане музыки здесь нет ничего особенного. Хотя, по сравнению с тем, что пойдет дальше, это просто шедевр.
 Далее идут некоторые песни, о которых мне, в общем-то, нечего сказать, они какие-то не очень выразительные и, короче, ничего особенного и выдающегося. Ну, в Hard Times Comes Easy  появляется какой-то попсовый оттенок, а вокал Ричи мне иногда напоминает Элтона Джона. Fallen From Graceland сама по себе не так уж плоха, но, при всем моем уважении, местами напоминает медляки Backstreet Boys. Дальше идет просто никакая If god was a woman, потом очередной медляк, от которых уже начинает подташнивать, и т.д. и т.п. Еще что-то неимоверно скучное, и даже тексты перестают интересовать. Разве что Harlem Rain немного выделяется из однообразной тягомотины. И вот, вконец отчаявшись услышать хоть что-нибудь поинтересней в сольном творении великого гитариста из Bon Jovi (во время первых трех моих попыток послушать этот альбом, я не дотягивала и до этой песни), как вдруг...
Появляется 1-ая песня (она из двух), на которую я мгновенно положила глаз. Who I am. Вот это уже действительно что-то стоящее. Вступление сразу говорит: ну наконец-то, дождались! Тут и сильный вокал, и более или менее сильное сопровождение. А к середине песни мы слышим знакомое гитарное соло. Правда, текст какой-то бедноватый, не очень убедительный, но смысл достаточно глубокий.
Потом идет Downside of love, и опять всплывают воспоминания о том, что было в середине и начале альбома, хотя эта песня уже на порядок выше.
А вот следующая песня даже является одной из моих любимых вещей от Bon Jovi. Заглавный трек этого альбома Undiscovered Soul. Ну наконец-то и текст, и сопровождение на уровне. Очень красивая и сильная композиция, жаль, что на ней и завершается альбом, вроде, только Ричи разогрелся, а уже конец.

Честно говоря, мне кажется, что этот альбом не очень удался. Если сравнивать его с вышедшим примерно в то же время вторым сольником Джона, то весы явно перевешивают в сторону того, чьим именем названа группа. Да, не спорю, есть на Undiscovered Soul пара приличных вещей, но остальное слушается с таким трудом, что... Ну, впрочем, кто-то может со мной не согласиться.
Не знаю, почему этот альбом часто сравнивают с Bon Jovi, по-моему у группы песенки получше будут. В общем, у меня сложилось такое впечатление, что как в сольнике Джона Blaze of Glory, где ему жутко не хватало группы (в частности Ричи), так и Ричи не хватает здесь хотя бы Джона

Маша (Россия)

Октябрь 2002 г.

Долго конечно решалась написать про Undiscovered Soul, так как особо не знала чего и писать,хотела оставить это дело другим фэнам.... но сидя холодным зимним вечером в комнате, слушая Soul, решила попечатать. Ну что могу сказать про этот альбом? Конечно, если сравнивать со Stranger'ом,то-земля и небо,кстати небо по-моему,первый альбом. Если честно, то во втором альбоме настолько ощущается его old man's independence . , что волосы
встают дыбом.
1. Made In America- по-моему самая лучшая песня на альбоме, она заслуженно открывает альбом, когда в моём CD-Walkman'e начинают играть первые аккорды этой песни, то в душе становится так клёво, появляется чувство, что ты сможешь всё, как смог ОН. Кстати, Америку очень клёво играть на гитаре, когда я её играю, чувствую себя young Richie.
Короче,сплошной позитив.... ээээх! хАрАшо.
2.Hard Times Comes Easy-ну....хорошая песенка, бодрячок такой, как говорится просто, но приятно.
3.Fallen From Graceland-приятная песенка. Сначала особого внимания я на неё не обратила, но однажды, после очередной ссоры со своим молодым человеком, идя по вечерней улице слушая эту песню, мне вдруг стало так хорошо, и я поняла, что особо смертельного ничего не случилось, слушая эту песню, я думала ,что Rich поёт эту песню именно для меня. В очередной раз я поняла, что этот человек всегда будет рядом и всегда будет помогать мне своей музыкой, чтобы не случилось.
Приятная ,мелодичная песенка с отличной гитарой, с отличным бэк-вокалом (с вокалом Heather по-моему). You've fallen from graceland , Fallen from graceland .
4.If God Was a Woman-Amazing!!!! Губная гармошка Тайлера , вокал и гитара Richie, просто сводят сума .В этой песне чётко обозначен идеал женщины для него (естественно американской женщины), в лице его красавицы-жены. If God Was A Woman with a Long Blond Hair..... если б я была мужчной, то этот образ свёл бы меня с ума. Отличная песня.
5.All That Really Mattaers- ну....что могу написать на счёт этой песни. Обычный штампованный медляк. Хотя раньше я обожала эту песню, но щас что-то изменилось, хотя слова всё равно очень красивые. You're all that really matters ,You know it's true ,Ain't no me without you.
6.U re not alone-ничего не хочу говорить про эту песню, всё время переключаю её на следущую... не люблю её и всё тут. Хотя чёрт возьми, слова опять просто супер! You can be a million miles away,I will always love you, You can be a thousand through always I'll be thinking of you ....Heather,не было бы у неё этого чуда, если бы она родила ребёнка Tommy Lee, да и что было бы с Richie без неё.??
7.In it For Love-милая песня, красивая акустика, приятные слова..... 
8.Chained-неоднозначное мнение об этой песне, к чему бы она??? Соображу ,напишу.
9.Нarlem Rain-по-моему,без слёз эту песню слушать невозможно. Она наполнена удивительной красотой во всех отношениях и удивительной грустью. Кто же этот человек, о котором поёт Рич? Я не верю, что он всего лишь плод его воображения. Иногда мне просто кажется, что как-то раз вечером Richie шёл по улице New York'a и встретил этого человека, который ему и поведал историю своей жизни, а тот в свою очередь и написал Harlem Rain. Хотя точно история этой песни известно только одному человеку, но я бы всё отдала ,чтобы узнать её. Удивительная песня. The old man down on the corner Is downing in his pain I can see the sorrow in his eyes His tears, the leave a stain .....
10.Who I Am-после Harlem Rain не сразу настраиваешься на этот ураган, но потом постепенно всё встаёт на свои места. Тяжёлая такая песенка, чем-то отдалённо напоминает Father Time времени Stranger'a. Короче, тоже неплохая вещь.
11.Downside in Love-как бы я не хотела касаться Bon Jovi, и отдать всё своё сочинение только соло-гитаристу и его творениям, но эта песня написана именно в духе Bon Jovi, и с этим ничего не поделаешь. Красивая, но было бы интересно как бы она звучала в исполнении Jon'a.
12.Undiscovered Soul-просто песня, посвященная всем, кому плохо. 
Вот как бы и всё. Не судите строго, что могла то написала, всех очень люблю. Richie Sambora-тот человек, который отдаёт дань сполна всем, кто его любит., и тех кого любит он. Удивительной доброты человек, удивительного таланта  и стиля. Люблю Его !
                              
            "  She was standing at the station
Small town suitcase in her hand
There were dreams she found inside her
That no one cared to understand....."           

Robin (Москва, Россия)

15 декабря 2007 г.

R. SAMBORA: I GUESS THE BLUES MUST BE JUST WHAT I AM…
Robin Знаете, я уже писала рецензию на этот альбом, дай бог памяти, лет 5 назад. Возможно, это довольно самодовольное заявление, но я считаю, что сейчас я могу оценить его несколько с другой точки зрения – повзрослела все-таки, как никак.

Хотя сейчас, когда с Ричи случилось то, что случилось.. мне будет трудно с некоторыми песнями, ведь все мы знаем, что этот альбом он целиком и полностью посвятил своей семье, в том числе Хизер. Мне, например, горько слушать ту же All that really matters, потому что сейчас она вызывает у меня не теплоту от того, что в мире есть что-то вечное и нерушимое, а скорее боль утраты. Но вся эта пластинка – каждая песня до самых краев, до сих пор переполнена любовью – настолько искренней, на какую только способен человек.

Ричи всегда был тонко чувствующим, ранимым. Интровертом. Незащищенным от внешних передряг, что ли. Очень уязвимым, не смотря на веселость и страсть к дураковалянию. И свои раны, сомнения, страхи, сокровенные мысли и эмоции – все самое личное он оставил в этом маленьком сундучке под названием Undiscovered Soul. И каждый раз, открывая его, мы поворачиваем  в замке ключик от неразгаданной доселе души. Добро пожаловать. И не забудьте прикрыть за собой дверь.  

Помню, после первого прослушивания (мне данная пластика по стечению обстоятельств попалась на глаза раньше Stranger’a, а зря..), все, что я испытала  - разочарование и недоумение. Прежде всего, стилем исполнения. Ричи в своем творчестве еще никогда не настолько не приближался к блюзу. А блюз нельзя понять, к нему нельзя привыкнуть – его можно только почувствовать. И влюбиться – раз и навсегда. Со мной это произошло позже, но – необратимо. И, знаете, чем старше я становлюсь, тем больше мне нравится этот альбом. Иногда он мне даже необходим, как воздух. Может, в этом весь секрет. Во взрослении.

За эти восемь лет, со времен первого сольного проекта, Ричи также заметно вырос – как исполнитель, как автор, как артист. Он более уверен в своих силах, он свободен от предрассудков и не боится экспериментировать. Никаких рамок и ограничений – привилегия и одновременно – неопределенность. Куда держать свой путь, с чего начать? А начать надо с чего.

Made in America (10). Песня, которая нравится сразу и надолго. От нее остается невероятно легкое впечатление – такое чувство, что ты можешь ВСЕ, стоит только захотеть.
Композиция длится лишь 5 с половиной минут, но по праву может называться автобиографией Ричи. Каждая строка это страница, которую любезно переворачивает для нас автор – ты только читай. Даже не зная Ричи, из песни можно выудить массу информации.
Выросший в маленьком городке мальчик стремится вслед за своей мечтой. Это требует страсти, терпения и огромной самоотдачи. Вот в этой фразе

They say I’d never make it out but I kept on hanging on
And every night I prayed to Jesus to held my head up strong

одновременно тинейджерский максимализм и вера в нечто мистическое, недоступное разуму.
А вот и прямая ссылка на Биттлз - раннее творческое влияние Ричи – причем, не только в музыке, но и в постижении мудрости бытия.

But I woke up when Lennon find wrong end of a gun
He left his inspiration before he said goodbye

Далее:

We all lose our innocence, it’s impossible to hold  - это тема ранее уже затрагивалась в Ballad of youth - болезненный шаг из беззаботной юности во взрослую жизнь, который вынужден делать каждый из нас, кто-то чуть раньше, кто-то чуть позже.

И, наконец:

I was made in America – немного гордости и много символизма. В одной этой фразе все: американская мечта, борьба за независимость, уверенность в завтрашнем дне, надежда на то, что Господь Бог вознаградит за все старания.
И вот он перед нами – пример и доказательство того, что так оно и есть. 

Hard Times Come Easy(10). Может ли песня о трудных временах быть такой легкой и воздушной? Может, если принимать жизнь такой, какая она есть. Не анализируй, не трать время.

It could eat you up
If you try and keep it all inside

Просто живи. Твори. Люби. Улыбайся. Такой простой и такой сложный рецепт. И так приятно готовить его вместе с Ричи, не имеет значение, грустно тебе или весело в этот момент. Под конец песня превращается в настоящий балаган и ты невольно подпеваешь:

Seems like hard times come easy
We do a lot of hangin' on these days
But the heart finds a reason
And love always seems to find a way

И нет ни малейшего желания сопротивляться поднимающему настроению. Какие неприятности? Где? Не вижу.
Сколько? Ну, конечно, 10! 

Fallen from (10). ..каким-то волшебным образом способна воздействовать на душевное состояние – я бы назвала это исцелением, очищением от всех страданий и обид. Своего рода «катарсис». Эту песню надо слушать, занавесив шторы, закрыв глаза, распахнув сердце. Голос Ричи – мощнейший проводник эмоционального заряда. Как оголенный провод он накален до предела, чуток к малейшему колыханию. И прикоснувшись к нему, ты как будто слышишь, как бьется его сердце, как пульсирует кровь в венах, как дышит каждая клеточка его души.

You're stranded out there in the rain
And you just can't see past the pain tonight
You've fallen from graceland

Музыка буквально завораживает. «Говорящие барабаны» делают ее необыкновенной, даже исключительной. Об отсутствие фирменного соло ни капельки не жалеешь.
Хизер на бэк-вокале – это не просто сюрприз. Для меня это был маленький шок (у нее очень нестандартный, как будто негритянский такой вокал), а для Ричи, пожалуй, настоящая находка. 

If God was a Woman(8,5). Ох, и люблю я людей с нестандартным мышлением. Мне бы никогда и в голову не пришло вопрошать, чтобы случилось с миром, если б God was a woman.

Would you kneel at her altar
And offer her prayer
Could she be your addiction
Could she make you sin

И опять у меня возникает ассоциация с ранней работой Ричи – Church of Desire, где он также задается вопросом о том, можно ли любовь считать грехом и если да, то как, согрешив, не потерять веру?
На эмоциональном уровне она почти совершенна, заводит с пол оборота, недаром сам старина Стив Тайлер играет на губной гармошке! 

All That Really Matters(10). Есть песни, музой для которых мечтает стать каждая женщина.
Пылкая, нежная, трепетная баллада не просто о любви, но и о ее ценности. И даже скорее бесценности. О том, как две души сливаются воедино и одна без другой больше не существует.

And every time we touch
The love runs deep
We realize it's ours to keep
And that's all that really matters

Когда песня после второго припева плавно переходит в соло, мы почти не слышим грань между Ричиным голосом и вступлением гитары, они растворяются друг в друге. И это единение – во всем. Существуют в мире совершенные вещи. Совершенная красота. Это она и есть. А ‘sweet addiction’ – самое верное определение состоянию влюбленности из тех, что мне приходилось слышать. 

You’re not Alone(8). Неожиданно громко и «электронно». Я бы сделала из этой песни балладу (может быть, даже колыбельную) – слишком уж слова красивые.

You can be a million miles away
I will always love you
You can be a thousand through always
I'll be thinking of you

Оценка (в общем, довольно высокая) – как некая обида (если я вообще имею право обижаться). На то, что эта песня могла бы стать лучше. Лирике и любви папы к дочке я ставлю все десятки на свете. Потенциал у этой композиции есть, он сумасшедший по силе, но воплощен немного не в том направлении. 

In it for Love(10). Тише и теплее. Эта песня похожа на облако – легкое, беззаботное, парящее где-то высоко над грешной землей.

You can reach any rainbow
You're dreaming of
Nothing else matters at all
When you're in it for love, baby

Акустика – моя слабость.. Абсолютная гармония: музыки, лирики, души. 

Chained(7,5). Я не набиваюсь в советчики Ричи, но мне кажется, эта песня написана в неподходящей для него тональности. Резковатая она, что ли. Высокий однотонный регистр почему-то напоминает мне о совсем ранних певческих экспериментах Ричи. С годами его голос стал глубже и мягче, вот как в следующей песне.

Но лирика по традиции безупречна.

Alone in the darkness
'Til saw the light
Shining from your eyes…
 

Harlem Rain(10). Если из еще живой плоти можно вынуть сердце – медленно, тупым предметом, чтобы было больнее – то это именно то, что делает с вами эта песня.
Гитара Ричи не играет, не просто звучит, нет. Она плачет, плачет от тоски, содрогается от гнева, стонет от бессилия, дышит близостью утраты, теребит сердце горечью необратимого и вдруг замирает… – и льется, льется, льется безутешным осенним дождем.
И не хватает слов.. Просто послушайте.

One more night
On the street of pain
Getting washed away by the Harlem rain..

Who I Am(9). Как же Ричи любит копаться в себе. Хорошо, что хоть на этот раз результат утешительный – “Who I am is good”. Текст меня не сильно впечатлил, но заряд у песни умопомрачительный. Записанная единым джемом она совсем не похожа на студийную работу, скорее на живое выступление. Энергетика плещет через край. Интересная, но очень длинная песня. Песня, которая при желании может длиться вечно. Лишь бы в радость. 

Downside of Love(9).

Знаете, есть такая шутка, что блюз – это когда хорошему человеку плохо. Когда плохо двум хорошим людям, это уже блюз в квадрате. Такой получилась эта песня – очень нехарактерная для Ричи, пожалуй, единственная у него с лирикой на бытовую тематику.
|У каждого чувства, как у медали, есть две стороны. Любовь – не исключение. Ричи открывает нам не самую приятную из них.

On the down side of love
Where the love turns to hate
We just can't relate

Ненавидеть любимого человека в какие-то моменты жизни – это.. это не противоестественно, это нормально. Мы сталкиваемся с этим каждый день, оправдывая одну очень известную своей противоречивостью поговорку. А вот не позволить ненависти возобладать над любовью – вот в чем главный секрет.

You get in my face, you rough me up
But baby you know
Can't hurt me 'nough, to give you up
And make me let go

Вот оно! И не надо больше никаких признаний. Ведь любит тот, кто прощает и сам просит прощение.
Песня протяжная, тягучая, как воск. Песня от боли. Песня настроения. Такого же, блюзового.

Undiscovered Soul(10). Кольцевая композиция дает этой песне право называться настоящим художественным произведением. Две истории – по одной на каждый куплет и венчающий их припев делают ее похожей на эпилог к увлекательнейшейкниге, которую мы только что прочли. Емкой, мудрой, экспрессивной книги. Но кое-что еще недосказано. Быть может, самое главное.
Неразгаданные души. Сколько таких людей проходит мимо нас каждый день, сколько судеб проносится, проплывает, проскользает в толпе, а мы не замечаем, не знаем, что в них сокрыто. И мы одни из них. Мы прячем свои чувства внутри «сосуда», боясь выплеснуть наружу, боясь быть непонятыми, ранеными, отвергнутыми. Я думаю, эта песня о том, что каждый человек – целый мир. И открыть хотя бы малую часть этого необъятного бескрайнего мира другому или, наоборот, разгадать его для себя – великое счастье.

Searching for a home
Looking for a road
In the great unknown
Don't want to walk through life
An undiscovered soul..

***

Многие думали, что Ричи не сможет вытянуть целый альбом без Джона. Теперь можете вдоволь посмеяться над этими наивными людьми.

Конечно, эта самобытная во многом пластинка не предусматривала и не предусматривает коммерческого успеха – тут даже синглом не знаешь, что выпускать – нет ни одной песни, четко ориентированной на массы, на одного хита для формата радиостанций. Я рада, что Ричи не стал сотрудничать в этом проекте с Десмондом, а взял себе в соавторы Дэвида, который (при всем уважении к Чайлду) гораздо лучше и глубже понимает музыку. Музыку как искусство. Дэвид также должен был принимать непосредственное участие и в записи, став клавишником проекта, но из-за травмы пальца, к сожалению, не смог этого сделать.

Помимо друзей (Ричи Сапа, в том числе), Ричи привлекает к работе над альбомом культовых личностей – людей с колоссальным опытом и громким именем. Продюсером пластинки становиться Дон Воз, выпустивший три альбома Роллингов, работавший с Бобом Диланом, Роем Орбисоном, Элтоном Джоном, Ринго Старром и другими небезызвестными музыкантами. 

Мне нравится и содержание, и оформление (красивые черно-белые фото внутри буклета, очень со вкусом) и как выстроены песни на альбоме. Например, Made in America – идеальное начало пластинки, своего рода пролог, возможность поближе познакомиться с ее автором прежде, чем вы начнете листать главы книги его души. Ричи всегда говорил, что воспринимает музыку как некий диалог между артистом и аудиторией.

Послесловие же – Undiscovered Soul не менее гармонична в контексте альбома. Она медленно уводит слушателя в мир его собственных размышлений и фантазий. Контакт налажен. Ain’t no me without you.

Итак, диалог состоялся. Ричи - изумительный собеседник.  Есть всего одно слово, которым можно описать этот альбом – “Soul”. То есть «душа». 

И, напоследок, позволю себе дать вам один маленький совет. Ошибка восприятия многими сольных альбомов участников группы прежде всего в том, что они рассматриваются в связи с Бон Джови. Ставить их в один ряд – убивать в себе идею «чистого листа». Позиционируя таким образом, суть остается скрыта от замутненного предрассудками и подсознательными ожиданиями, взора (пардон, слуха).

Но, пожалуй, еще труднее, будет проникнуться людям со стороны. Тут уже другая проблема. «Ах, гитарист Бон Джови еще и петь умеет? А ну-ка, ну-ка..» - это в лучшем случае, а то ведь особо догадливые слушатели до сих пор думают, что Джон Бон Джови 24 года выступает сольно, а не в составе некого коллектива. Печально, но факт.

Так что лучший способ для нас с вами, постичь сольное творчество Ричи, так это абстрагироваться от всего, что могло бы напоминать, что он записал 12 альбомов с любимой нами группой. Все, нет Бон Джови, представьте себе это хотя бы на полтора часа и вы получите истинное удовольствие. Приятного прослушивания. Пусть и у вас эта «книга» станет настольной.